4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бульдозер т 330 технические характеристики

Трактор (бульдозер) Т-330

Трактор Т-330 («тристатридцатый») – тяжелый промышленный трактор. Модель предназначалась для производства земляных работ, использовалась в мелиорации, горном деле и строительстве в суровых климатических условиях. Выпускали модель с 1975-го года на Чебоксарском заводе промышленных тракторов.

Т-330 оказался объектом повышенного внимания со стороны общественных организаций, иностранных специалистов и СМИ еще до массового распространения в стране. Прежде всего, необычной была новая конструкция модели, нетипичная для стандартных тракторов. Среди специалистов она вызвала разную реакцию.

При осмотре Т-330 в глаза сразу бросалась странная компоновка. Прямо над бульдозерным отвалом нависала кабина водителя, которую по задумке разработчиков, вынесли далеко вперед, установив почти вплотную к тыльной стороне отвала. На опытных образцах данное новшество проглядывалось особенно ярко. В процессе испытаний в городе Чербакуль было выявлено, что порода, разрабатываемая бульдозером, со временем накапливалась на отвале, а затем переваливалась через козырек, попадая на фронтальную часть кабины. При работе со скальными грунтами это могло привести к повреждению кабины и стекла. Защитить кабину посредством установки решетки из приваренных прутков не получилось. В итоге на серийных вариантах кабину сдвинули на метр назад, установив перед ней бронированный капот с эмблемой ЧЗПТ. Однако даже после доработки Т-330 существенно отличался от стандартных моделей того времени. Подобное размещение было обусловлено тем, что главным орудием в тракторе был бульдозерный отвал, подвешенный фронтально. За массивным капотом при стандартной компоновке наблюдать за рабочим процессом оператор просто не мог. Это сказывалось на его утомляемости и уменьшало эффективность. Так, на более старых версиях водителю приходилось работать стоя. Все это побудило разработчиков вынести кабину вперед. Решение оказалось по-настоящему революционным. Кроме того, подобный вид делал технику более напористой и мощной.

Первые партии Т-330 в СМИ получили шквал критики. Журналисты называли покупку новинки экономически невыгодной и говорили о скором сворачивании проекта. Однако вскоре у Т-330 появилось немало сторонников, которые доказали, что в отдельных случаях данный трактор куда лучше продуктов иностранных производителей CATERPILLER и KOMATSU.

Видео бульдозера Т-330

Модель изначально разрабатывалась с целью создания конкуренции импортной технике. Т-330 позволил отказаться от приобретения дорогостоящих трубоукладчиков, бульдозеров и рыхлителей, обслуживание и ремонт которых вставал «в копеечку». Советская экономика работала на государства-конкуренты, закупая иностранную технику. Противостояние Т-330 и KOMATSU была настолько ожесточенным, что в рамках одного из споров машинисты даже решили столкнуть модели в прямом смысле слова. В итоге Чебоксарский продукт довольно легко «отвалил» японский вариант.

На базе трактора Т-330 позднее был создан бульдозер Т-330Р1-01 с рыхлителем. Он предназначался для разработки мерзлых и прочных грунтов.

Технические характеристики т-330

Т-330 оснащался дизельным 22,6-литровым мотором 8ДВТ-330А производства Волгоградского моторного завода. Мощность установки составляла 250 кВт (330 «лошадей»). Работала модель в климатических зонах с температурой воздуха от +50 до -50 С.

  • Расход топлива в Т-330 составлял 230 г/кВт. в час.
  • Объем топливного бака – 670 литров.
  • Показатель удельного давления на грунт – 0,57 кгс/см2,
  • Дорожный просвет – 570 миллиметров.
  • Габариты Т-330 – 9330 на 4762 на 4230, масса – 25 тонн.
  • Диапазон скоростей модели назад – 0-13,7 км/час, вперед – 0-16,7 км/час.

Устройство

В Т-330 устанавливали четырёхтактный, дизельный, 8-цилиндровый двигатель, имеющий воздушное охлаждение. Это позволяло
эксплуатировать трактор при низких и высоких температурах.
Гидромеханическая трансмиссия поддерживала эффективную максимальную мощность мотора при любой скорости, позволяя достигать максимальной тяги в режиме упора. Стесненные условия были не проблемой для Т-330, поскольку коробка передач модели обеспечивала независимый привод на гусеницы с возможностью реверсирования. Т-330 получил гидротрансформатор, разработанный на основе схожего устройства тепловоза ТГМ1.

Модель имела ленточные тормоза плавающего типа, дополненные гидроуправлением. Полужесткая ходовая система представляла собой две гусеничные тележки, качающиеся на оси бортовых передач. Торсионная подвеска катков повышала плавность хода и минимизировала динамические нагрузки. В узлах Т-330 применялась «вечная» смазка.

Кабина модели двухместная, с тепло- и шумоизоляцией. Она обеспечена приточной вентиляцией и подрессорена резиновыми амортизаторами. Вентиляционная установка получила отопитель калориферного типа, а сиденья – регулировку по углу наклона, высоте и нагрузке. Благодаря двухслойному остеклению стекла были надежно защищены от обледенения. Педали и рычаги управления отличались удачным расположением. Управлять массивным трактором можно было без сильных усилий. Комфорту и убранству в кабине в тот период завидовали даже владельцы иных легковых машин. На тракторе впервые применили боковые, задние и фронтальные фонари, что не делало проблемой работу в темное время.
Сама конструкция трактора отвечала мировому уровню 70-80-х годов и имела огромный потенциал для дальнейшего усовершенствования.

Бульдозер Т-330: обзор, особенности конструкции, сферы использования

В 1975 году ОАО «Промтрактор», в те времена «Чебоксарский завод промышленных тракторов», начал выпуск тяжелой промышленной тракторной платформы Т-330.

Читать еще:  Бульдозеры либхер модельный ряд

Агрегат создавался специалистами «Челябинского тракторного завода» как головной образец семейства промышленных тракторных платформ, включающего машины различного тягового класса с единой компоновкой и унифицированные по узлам и механизмам.

По замыслу разработчиков, линейка моделей на основе Т-330 выступала базой для создания агрегатов – носителей навесного оборудования: бульдозерного, рыхлительного, кранового, трубоукладочного.

Машина рассматривалась заменой импортным агрегатам с высокой ценой в конвертируемой валюте. В стране выполнялись масштабные проекты по прокладке железнодорожных магистралей, нефте- и газопроводов, в строительстве крупных объектов промышленности.

Широко применялась тяжелая техника, созданная на платформах DRESSTA, CATERPILLAR, LIEBHERR, KOMATSU, других концернов. Приобретение и обслуживание не имеющего в стране аналогов оборудования требовало значительных затрат валюты.

Сборку Т-330 передали на новое машиностроительное предприятие в г. Чебоксары. В производстве применялись узлы и агрегаты от отечественных заводов.

Машина с тяговым классом 25 получилась достаточно производительной, с уровнем энергонасыщения несколько меньшим, чем у зарубежных конкурентов, но по цене давала выигрыш в 2 раза.

Эксплуатация трактора продолжается более 30 лет, отдельные экземпляры до сих пор работают на строительных площадках.

Конструкторы и специалисты ОАО «Промтрактор» на основе Т-330 создали и предлагают на рынке серию машин «Четра Т» – современные трактора как с бульдозерным, так и рыхлительным навесным оборудованием.

Область применения

Используется Т-330 на вскрыше пород в открытых горных разработках, в строительстве промышленных объектов, в дорожных работах.

Назначение агрегата:

  • снятие грунта с поверхности участка слоями и передвижение грунтовой массы, гравийного, щебеночного и другого материала по рабочей зоне;
  • засыпка выемки, котлована, траншеи и т. п.;
  • выравнивание поверхности рабочей площадки в соответствии с проектными отметками;
  • возведение насыпных дамб, сооружение плотин, твердой основы под дорожное полотно и т. п.;
  • складирование в штабели и смешивание нерудных строительных материалов;
  • устройство котлованов под элементы фундаментов;
  • очистка территории строительных площадок, раскорчевка кустарников и мелколесья;
  • уборка снега, ликвидация последствий гололедных явлений.

Бульдозер ЧЗПТ Т-330

Одна из стен дома Дмитрия Медведева украшена изображением бульдозера «Т-330». Поскольку 16 сентября 2016 года он получил от Владимира Путина в подарок на свой 51-й день рождения картину Николая Овчинникова «В цеху», на которой изображён именно этот трактор. Кстати, тяжёлый промышленный бульдозер «Т-330» можно с полным правом назвать удачным опытом советского «импортозамещения» (модное во второй половине двухтысячных слово). Всё об истории данной модели, её конструкции, технических особенностях и сферах применения – в этой статье.

История модели и особенности конструкции

В начале 70-х годов ХХ века в Советском Союзе активно реализовывался целый ряд масштабных проектов – по прокладке нефте- и газопроводов; железнодорожных магистралей, крупных промышленных объектов, мелиорации полей. Потребность в мощной, энергонасыщенной технике до 25-го тягового класса значительно возросла.

Разработанный в 1972-1975 годах «Т-330» стал достойной заменой приобретаемой ранее за твёрдую валюту аналогичной импортной технике концернов «Катерпиллар», «Коматсу», «Лиебхерр». Задача была – перестать субсидировать зарубежную экономику, покупая за валюту нужную технику, и запустить её собственное производство.

Так как создавался «Т-330» в качестве альтернативы зарубежной энергонасыщенной технике, то и разрабатывали его, естественно, с оглядкой на эти образцы. Но точного копирования узлов и деталей не было. В итоге, бульдозер получился несколько уступающий своим именитым аналогам по производительности. Однако цена его производства и дальнейшего технического обслуживания была в разы меньшей.

По замыслу конструкторов, «Т-330» предстояло стать не только тяжёлым промышленным бульдозером, но и головным образцом, основой для нового семейства промышленных тракторных платформ, включающего в себя машины различного тягового класса с единой компоновкой; унифицированные по узлам и механизмам. Кроме основного применения на резании и перемещении грунта, «Т-330» призван был стать базой для создания ряда агрегатов-носителей навесного оборудования: кранового, экскаваторного, трубоукладочного.

Надо сказать, что этот мощный трактор привлёк к себе повышенное внимание со стороны средств массовой информации, общественных организаций и иностранных специалистов ещё задолго до своего массового распространения в стране. Причиной тому была новая, необычная конструкция модели, нетипичная для стандартных тракторов-бульдозеров. Среди специалистов (не только зарубежных, но и советских) она вызвала неоднозначную реакцию и настоящие споры.

При первом же взгляде на «Т-330» в глаза сразу бросалась необычная и даже его компоновка. Кабину механизатора, по воле конструкторов, вынесли далеко вперёд и установили практически вплотную к тыльной стороне отвала. Она, в буквальном смысле, нависала прямо над отвалом. Особенно это проявляется на бульдозерах ранних серий выпуска.

В процессе контрольной эксплуатации в городе Чербакуль Челябинской области выявили, что горная порода при разработке бульдозером, могла скапливаться на отвале, а затем и переваливаться через козырёк, попадая на фронтальную часть кабины. И если работа велась со скальными грунтами, то это могло привести к повреждению переднего стекла и самой кабины. Полностью обезопасить кабину, установив решётку из сваренных прутков, не вышло.

В итоге, впоследствии на серийных вариантах кабину сдвинули на метр назад, и установили перед нею бронированный капот с логотипом Чебоксарского завода промышленных тракторов. Но и после описанной доработки «Т-330» всё равно существенно отличался своим смелым внешним видом от стандартных моделей бульдозеров того времени.

Идея воплотить этот необычный вариант компоновки была обусловлена следующим фактом. Главным «орудием труда» тракторе-бульдозере является бульдозерный отвал, подвешенный фронтально. При стандартной компоновке за массивным капотом мощного и объёмного мотора видеть рабочий процесс во всех его подробностях у механизатора просто нет возможности.

Читать еще:  Бульдозер катерпиллер д 9 технические характеристики

Это отрицательно сказывается на его утомляемости и уменьшает эффективность работы в целом. А на некоторых мощных бульдозерах механизатору вообще приходилось в те времена работать стоя. Поэтому решение советских конструкторов вынести кабину вперёд оказалось по-настоящему смелым и оправданным. Оно позволило улучшить обзорность, а, следовательно, и показатели точности работы, её безопасности.

В современную эпоху «Т-330», уже под названием «ЧЕТРА-Т25», продолжают выпускать на Чебоксарском тракторном заводе, который входит в состав холдинга «Промтрактор». Однако на этом современном аналоге «Т-330» – бульдозере «ЧЕТРА Т25» используется дизельный двигатель «QSX15-C440», от компании «Cummins» (в ряде партий – ярославский «ЯМЗ-8501.10»), и насосные узлы фирмы «David Brown».

Назначение

Предназначение Т-330 заключается в проведении строительных, ремонтных и мелиоративных работ в широком диапазоне температур (от -50?С до +50?С). Наиболее эффективным представляется привлечение бульдозера для реализации крупных проектов, позволяющих достичь оптимального соотношения выполненной работы к затратам на обслуживание.

Стандартное оснащение трактора включает разрыхлитель и передний поперечный отвал. Капот конструкции бронирован, имеет повышенную прочность и исключает деформацию при перемещении большой массы твердого каменистого грунта.Переднее расположение кабины позволяет снизить нагрузку на оператора, открывая больший обзор при работе с передним отвалом. Чтобы снизить вероятность повреждения кабины грунтом, отходящим с передней части ковша, ее сдвинули немного назад (под защиту капота).

Увеличение практической эффективности гусеничного бульдозера для работы на мерзлой поверхности достигается за счет возможности отведения выхлопных газов под отвал. Это препятствует намерзанию конгломерата грунта, который снижает подвижность ковша и массу двигаемого материала.

Благодаря эффективно реализованной системе воздушного охлаждения, двигатели рассчитаны на холодный пуск при низких температурах. В жаркую погоду охлаждения достаточно для исключения перегрева, возникающего при интенсивной работе. Наиболее эффективны при высоких температурах воздуха модели, оснащенные жидкостным охлаждением.

В качестве конкретных примеров промышленного использования тракторов можно отметить:

  • подготовку грунта под фундамент крупных зданий;
  • участие в разрушении и демонтаже железобетонных покрытий;
  • расчистка котлованов;
  • ликвидация и предупреждение последствий стихийных бедствий (расчистка рвов, производство насыпей, удаление обломков строительного мусора).

Технические характеристики

На большинстве современных моделей Т-330 установлен современный 12-цилиндровый двигатель, поскольку рабочий ресурс старых 8-цилиндровых агрегатов практически везде исчерпан. Приведем характеристики бульдозера в комплектации, наиболее часто встречающейся в продаже или составе механизированных подразделений.

Двигатель бульдозера Т-330 (версия ЯМЗ-240НМ2, Ярославль):

Бульдозер Т 330

Модель Т 330 является наиболее удачным примером «импортозамещения» и одним из самых известных отечественных бульдозеров. Техника разработана в Чебоксарах на Заводе промышленных тракторов. В своей категории она считается единственной моделью, серийно выпускаемой с середины 1970-х годов. Наибольшее распространение машина получила в следующем десятилетии, став основным бульдозером для промышленности.

В начале 1970-х годов в СССР реализовывали масштабные проекты по строительству железнодорожных путей, освоению сельскохозяйственных угодий, прокладке газо- и нефтепроводов и возведению крупнейших промышленных объектов. В связи с этим появилась большая потребность в бульдозера 25 тягового класса. Советские предприятия удовлетворить ее не могли, потому технику приходилось закупать за рубежом (Катерпиллар, Либхер, Коматсу). Необходимость создания отечественного аналога стояла очень остро. Разработчики должны были предложить альтернативу без копирования деталей и основных элементов. В итоге появился бульдозер Т 330, несколько уступавший зарубежным конкурентам по производительности, но стоивший гораздо дешевле.

Модель предполагалось использовать в качестве основы для широкой линейки специальной техники. Т 330 сразу привлек повышенное внимание, причиной этого была необычная конструкция с вынесенной вперед кабиной, которая располагалась прямо над отвалом. Тестирования показали, что в некоторых случаях подобная компоновка приводила к повреждениям кабины и стекол. В итоге бульдозер доработали, сдвинув кабину назад и установив впереди бронированный капот. Однако модель сохранила необычную внешность, отличавшую ее от машин того времени.

Массивный бульдозер Т 330 применялся для выполнения следующих операций:

  • рыхление, резание, транспортировка грунтов 1-4 плотности;
  • планировка и выравнивание рабочей площадки;
  • заполнение карьеров, котлованов и других грунтовых выемок;
  • формирование насыпных объектов (оснований для дорог, плотин, дамб);
  • послойная разработка грунта с перемещением грунтовой массы, щебневых и гравийных материалов в границах небольших зон;
  • оборудование котлованов для создания фундаментов;
  • перемещение и складирование нерудных материалов для строительства;
  • разрушение и демонтаж железобетонных конструкций, сооружений и зданий;
  • расчистка участков с корчеванием пней, мелколесья и кустарников.

Модель эффективно работала при температуре от -50 до +50 градусов.

Видео и документальная передача о бульдозере



Модификации и особенности

Т 330 долгое время был единственной модификацией в семействе. Позднее появились несколько версий бульдозера, на его базе разработали модель Т 330Р1-01 с различными типами рыхлителей и отвалом с поперечным перекосом. За счет этого техника могла обрабатывать прочные и мерзлые грунты.

В настоящее время производство бульдозера завершено. Наиболее близким аналогом является модель ЧЕТРА Т25, созданная на основе Т 330. В ней используются современные узлы и мощные силовые установки.

Т 330 прекрасно зарекомендовал себя как альтернатива дорогостоящим иностранным конкурентам. Машина обладала огромным запасом прочности и высокой ремонтопригодностью. По стоимости она была в разы дешевле аналогов.

Среди других достоинств Т 330 значатся:

  • неприхотливость к качеству топлива;
  • минимальные затраты на обслуживание и ремонт;
  • унификация многих элементов с машинами серии Чебоксарец;
  • простота конструкции;
  • легкое и понятное управление.

Главным недостатком модели был малый ресурс работы двигателя (особенно на первых версия). Изначально он служил не более 3-5 лет, после чего необходимо было выполнять капитальный ремонт, который не всегда приводил к положительному результату. Впоследствии на бульдозер стали устанавливать другие моторы, адаптированные к необычной конструкции. Производительность Т 330 была ниже, чем у моделей аналогичного класса.

Читать еще:  Бульдозер т 25 технические характеристики

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 9330 мм;
  • ширина – 4230 мм;
  • высота – 4762 мм;
  • дорожный просвет – 570 мм.

Общая масса машины без оборудования составляет 41800 кг, с рыхлителем и отвалом – 54800 кг, удельное давление на поверхность – 1,127 кгс/к.см. Предельная скорость движения вперед равняется 17 км/час, назад – 14 км/час. Номинальная тяга достигает 25000 кг, максимальная тяга – 66000 кг.

Характеристики базового оборудования:

1. Полусферический отвал ножевого типа:

  • ширина – 4860 мм;
  • высота – 1820 мм;
  • емкость призмы – 13 куб.м;
  • максимальный подъем – 1530 мм;
  • максимальное заглубление – 650 мм;
  • угол смещения в сторону – 12 градусов;
  • масса – 7030 кг.

2. Однозубый рыхлитель параллелограммного типа:

  • максимальный подъем – 950 мм;
  • максимальное заглубление – 1380 мм;
  • масса – 6489 кг.

Устройство и особенности эксплуатации

Т 330 получил стандартную компоновку – на сварной раме, сделанной из 2 лонжеронов и 3 балок-поперечин, посредством полужесткого крепления через балансирную балку устанавливаются гусеничные тележки. Рама представляет собой основу бульдозера, на которую монтируются ключевые элементы:

  • ходовая часть;
  • трансмиссия;
  • магистрали и узлы гидравлической системы;
  • кабина;
  • силовая установка.

На кормовой и передней балках рамы устанавливаются отвальное оборудование и рыхлитель.

Ходовая система полужесткого типа составлена из 2 гусеничных тележек, подвешенных на оси бортовых передач. Направляющие и поддерживающие катки имеют одноразовую смазку, рассчитанную на весь период работы и самоподвижные уплотнения DUO-CONE. В ходовой системе используется торсионная подвеска катков, за счет чего улучшается сцепление гусеничной ленты с поверхностью и плавность хода. Натяжение гусеницы регулируется с использованием гидравлического механизма, дополненного механизмом сдавания.

Характеристики гусеничной части:

  • число опорных катков – по 7 с каждой стороны;
  • число поддерживающих катков – по 2 с каждой стороны;
  • число башмаков – 42;
  • шаг звена – 250 мм;
  • ширина башмака – 650 мм;
  • общая площадь соприкосновения с грунтом – 4,86 кв.м;
  • высота грунтозацепов – 90 мм.

Гидромеханическая трансмиссия использует 3-скоростную реверсивную коробку передач с раздельной подачей крутящего момента на каждый борт. Тормозная система ленточного типа с гидравлическим управлением действует отдельно. Вместе с реверсом она обеспечивает повышенную маневренность в стесненных условиях, позволяя разворачиваться почти на одном месте. Конструктивно данные элементы объединены в одном блоке. Передачу крутящего момента от коробки передач к коническим редукторам выполняют карданные передачи.

Гидромеханическая трансмиссия обеспечивает максимально эффективно использование усилия мотора на любой передаче. Гидротрансформатор построен на базе узла тепловоза ТГМ-1. Посредством него выполняется передача крутящего момента и бесступенчатое регулирование скорости. Бортовая передача является 2-ступенчатой, ведущая звездочка сделана из нескольких секторов, закрепленных болтами, что упрощает работы по ремонту.

Основным элементом гидравлической системы является гидравлический насос шестеренного типа с распределителем, управляемым дистанционно. Выведение выхлопных газов в область под отвалом увеличивает практическую мощность Т 330, препятствуя налипанию и замерзанию конгломерата грунта, снижающих подвижность и емкость ковша. Мощность насоса – 430 л/мин, давление в системе – 160 бар.

Основные типы навесного оборудования:

  • бульдозерные отвалы полусферического типа;
  • рыхлительные устройства.

Кабина Т 330 устанавливается на прочное основание с металлическим каркасом. Особое расположение снижает утомляемость оператора. Сама кабина является подрессоренной и оборудуется шумо- и виброизоляционной системой. В салоне присутствует отопитель, в версиях для жарких условий – кондиционер. В кабине устанавливается проточная вентиляция, сокращающая попадание внутрь пыли. Двухслойное остекление практически исключает вероятность обледенения в сильные морозы. В салоне имеется кресло на упругой подвеске с регулировками по углу наклона спинки, нагрузке и высоте. Органы управления и рычаги находятся в удобном месте и оборудованы электрогидравлическим приводом.

В Т 330 используется уникальное конструктивное решение – дистанционный механизм управления. Органы управления в салоне не соприкасаются с агрегатами и узлами. Частично автоматизированный механизм позволяет исключить приложение механического усилия для выполнения операций. Благодаря этому улучшаются показатели работы, и минимизируется передача вибрации.

Двигатель

На Т 330 устанавливался оригинальный 4-тактный дизель с газотурбинным наддувом. На первых экземплярах использовался заводской агрегат модели 8ДВТ-330А с охлаждающей системой галерейного типа, обеспечивающей высокую функциональность мотора в любых условиях. Основание поршней эффективно отводило тепло. Очистная система предусматривала использование 2 ступеней, а клапаны получили поворотный механизм, способствующий более равномерному износу. Конструкция агрегата позволяла продлевать межремонтный интервал, однако большим ресурсом работы он не отличался. Заявленный показатель в 6000 моточасов мотор выполнял крайне редко.

Характеристики двигателя 8ДВТ-330А:

  • рабочий объем – 22,6 л;
  • номинальная мощность – 259 (352) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения – 1700 об/мин;
  • количество цилиндров – 8;
  • диаметр цилиндра – 150 мм;
  • удельный расход топлива – 230 г/кВт в час.

На более поздних версиях использовался дизельный мотор ЯМЗ-240НМ2, отличавшийся большей надежностью.

Характеристики агрегата:

  • номинальная мощность – 368 (500) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения – 2325 об/мин;
  • количество цилиндров – 12.

На бульдозере устанавливался топливный бак емкостью 670 л.

Модель Т 330 снята с производства, но продолжает активно применяться. Стоимость техники после капитального ремонта может достигать 4,5 миллионов рублей. Бульдозеры 1992-1995 годов в рабочем состоянии обойдутся в 0,7-1,3 миллиона рублей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector