4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое международная перевозка

Понятие и признаки международной перевозки

Содержание:

Международные транспортные источники весьма обширно регулируют основные вопросы проведения международных перевозок как пассажиров, так и грузов. Среди основных регулируемых вопросов можно выделить нормы заключения соглашений, правовых отношений участников процесса перевозки, определение ответственности в случае невыполнения или неправильного выполнения обязательств, претензионного и искового порядка разрешения споров, документационного сопровождения перевозок и прочие вопросы.

Сами определения международных перевозок содержатся исключительно в отдельных транспортных конвенциях. По большей части, внутренние российские источники, которые занимаются регулированием международных перевозок, также не могут дать четкого определения этому понятию.

Те определения, которые есть в наличии в российских источниках, не могут отличиться схожестью в трактовках, но имеет прямую или косвенную характеристику этого понятия – перевозка по территории иностранного государства.

Достаточно демонстративными являются определения, которые были сформулированы в конвенциях о международных автомобильных перевозках пассжиров и грузов.

КАПП определяет международную перевозку пассажиров как осуществление перемещения людей по территории двух и более государств с использованием транспорта (п.1 статья 1). Однако, исходя из КДПГ перевозка становится международной, если место принятия груза для перевозки находится в одной стране, а место сдачи этого груза – в другой (п.1 статья 1).

В Федеральном законе «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» приводится смысловое описание автомобильных международных перевозок, которое совпадает с упомянутыми выше определениями. Исходя из статьи 1 Федерального Закона, международной автомобильной перевозкой считается перевозка пассажиров или грузов на территорию Российской Федерации из другой страны или перевозка за границу РФ.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ не включает определение международной перевозки, но пункт 3 статьи 1 в то же время включает существенное положение о том, что перевозки пассажиров, багажа и грузов международного характера регулируется международными соглашениями. Прежде всего, это положение относится к приведенным в договоре условиям.

Понятие международной перевозки

В трактовке Международной конвенции об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1961 года.

Международная перевозка – это транспортировка пассажиров или грузов, место начала которой находится в одном государстве, а окончание – в другом, или же они находятся в одном государстве, но в пути пересекают его границы.

Монреальская конвенция от 1999 года дала весьма близкое определение к вышеописанной трактовке.

Международные перевозки – это перевозки, отправления и назначения которых располагаются в нескольких государствах или же на территории одного государства, если были предусмотрены и согласованы остановки на территории других государств.

Такое же определение содержится и в п.2 статьи 101 ВК РФ. Более того, Кодекс включает в себя существенное положение, которое применяется и к международным перевозкам; исходя из этого положения, если правила международного договора России отличаются от тех, что упомянуты в Кодексе, то применяются нормы международного соглашения (статья 3). Другими словами, международные источники имеют превосходящее значение в регулировании вопросов международных перевозок.

Что касается железнодорожного транспорта и регулирования, то можно наблюдать другую ситуацию. В договорах, которые регулируют международные ж/д перевозки пассажиров и грузов (СМПС и СМГС), вообще отсутствуют формулировки подобных перевозок. Во внутренних российских источниках, как и в ситуации с ВК РФ, содержатся не только значения международных перевозок, но и описание доминирования международных источников в вопросах подобного регулирования перед внутренним законодательством.

Исходя из УЖТ РФ, перевозки как часть международного сообщения – это транспортировка пассажиров, багажа, грузобагажа, грузов, которая происходит между железнодорожными станциями в различных странах.

Федеральным Законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» закреплено положение предпочтения норм и правил международных источников в случае, если международный договор Российской Федерации включает положения, расходящиеся с законодательством страны.

Признаки международных перевозок

Описанные выше положения позволяют выделить три основных признака международной перевозки:

  1. Пересечение государственной границы.
  2. Транспортировка пассажиров, багажа, грузов, регулируемая нормами и правилами международных конвенций и соглашений.
  3. Наличие иностранного аспекта; например, когда объектами права международных перевозок являются физические или юридические лица разных стран.

Замечание 2

Стоит отметить комментарий О.Н. Садикова о том, что, исходя из теории и практики проведения международных перевозок, данная транспортировка не связана с самим фактом пересечения границ других стран, а с фактом начала этой транспортировки. Как уточняет профессор Садиков: «достаточно начать такую перевозку, фактического поступления груза (пассажира) на территорию иностранного государства (пересечения границы) может и не быть (например, при утрате груза или гибели пассажира в стране отправления)».

В заключение

На практике, подобная перевозка считается международная, потому что уже была так оформлена, и на нее распространяются нормы международных конвенций и договоров. Как следствие, международной перевозкой является начатая транспортировка, оформленная как перевозка груза или пассажиров по территории двух стран и больше.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕРЕВОЗКА

1) Под международными перевозками по НК понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ (пп. 8 п. 1 ст. 309 НК).

2) В Типовом соглашении данный термин означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом с местом расположения фактического руководящего органа в одном из Договаривающихся Государств исключительно между пунктами, расположенными на территории различных Договаривающихся Государств (ст. 3). Доходы от международных перевозок подлежат налогообложению в соответствии со ст. 6 Соглашения, которая гласит: «1. Доходы лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от использования морских, речных, воздушных судов, автотранспортных средств и железнодорожного транспорта в международных перевозках облагаются налогом только в этом Государстве. 2. Для целей настоящего Соглашения доход от международных перевозок включает доход, получаемый от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме воздушных или морских судов, включая использование, содержание или сдачу в аренду контейнеров и относящегося к ним оборудования. 3. Положения пунктов 1 и 2 применяются также к доходам от участия в пуле, совместном предприятии или международной организации по эксплуатации транспортных средств». По Договору между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Вашингтон, 17 июня 1992 г.), термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским или воздушным судном, кроме случаев, когда такая перевозка осуществляется исключительно между пунктами, расположенными на территории одного из Договаривающихся Государств (п. f ст. 3). Налогообложение доходов от международных перевозок регламентировано в ст. 8 Договора следующим образом: «1. Доходы лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от использования морских или воздушных судов в международных перевозках облагаются налогом только в этом Государстве. 2. Доходы лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от следующих видов деятельности облагаются налогом только в этом Государстве:

а) доходы от сдачи в аренду морских или воздушных судов, используемых в международных перевозках арендатором;

b) доходы от сдачи в аренду морских и воздушных судов, используемых или не используемых в международных перевозках, если такая деятельность по предоставлению в аренду имеет нерегулярный характер по отношению к использованию морских или воздушных судов в международных перевозках арендодателем;

с) доходы (включая демередж) от использования или сдачи в аренду для использования в международных перевозках контейнеров (включая трейлеры, баржи и оборудование, относящееся к транспортировке контейнеров).

3. Положения пунктов 1 и 2 применяются также к доходам от участия в пуле, совместном предприятии или международном транспортном агентстве».

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое «МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕРЕВОЗКА» в других словарях:

Международная перевозка — см. Международная автомобильная перевозка; Международная воздушная перевозка … Энциклопедия права

Читать еще:  Сталь 95х18 для ножей: плюсы и минусы, характеристика

Международная перевозка — см. Международная автомобильная перевозка; Международная воздушная перевозка … Большой юридический словарь

Международная перевозка отработавшего ядерного топлива — Международная перевозка означает перевозку отработавшего ядерного топлива и любую другую операцию, связанную с его перевозкой, включая погрузку, разгрузку и хранение в пути, в том случае, когда в соответствии с договором перевозки… … Официальная терминология

Международная перевозка ядерного материала — означает перевозку партии ядерного материала любыми транспортными средствами, которые направляются за пределы территории государства, откуда происходит груз, начиная с его отправления с установки отправителя в этом государстве и кончая прибытием… … Официальная терминология

Перевозка международная — перевозка, осуществляемая в соответствии с договором международной воздушной перевозки, при которой пункт отправления и пункт назначения независимого от того, имелась ли перегрузка или перерыв в перевозке, расположены: 1) на территории двух… … Словарь бизнес-терминов

МЕЖДУНАРОДНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПЕРЕВОЗКА — перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской… … Юридическая энциклопедия

ПЕРЕВОЗКА ВОЗДУШНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ — МЕЖДУНАРОДНАЯ ВОЗДУШНАЯ ПЕРЕВОЗКА … Юридическая энциклопедия

Международная автомобильная перевозка — перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской… … Официальная терминология

Международная автомобильная перевозка — (англ. international motor carriage) по законодательству РФ перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории РФ или на территорию РФ, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через… … Энциклопедия права

Международная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и… … Википедия

Международная автомобильная перевозка грузов: документальное оформление

Постановление Совмина от 5.02.2016 № 102 «О внесении изменений и дополнений в Правила автомобильных перевозок грузов» (далее – постановление № 102) неосведомленному читателю может показаться «рядовым». На самом же деле оно призвано устранить значительную проблему в отношениях между грузоотправителями, автомобильными перевозчиками и государственными контролирующими органами.

По правилам и конвенции

Основным международным договором, регулирующим любые возмездные договоры автомобильной перевозки груза, когда места погрузки и доставки, указанные в контракте, находятся на территории двух различных государств, является Конвенция ООН «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» (заключена в г. Женеве 19.05.1956 г.). В соответствии со ст. 4 КДПГ договор перевозки устанавливается CMR-накладной. Она может составляться в определенном количестве экземпляров, из которых три являются обязательными и оригинальными, имеющими одинаковую юридическую силу. Они подписываются грузоотправителем и перевозчиком. 1-й экземпляр CMR-накладной передается грузоотправителю, 2-й – сопровождает груз, а 3-й – хранится у перевозчика. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки.

Республика Беларусь в 1992 г. присоединилась к КДПГ, которая не содержит явно выраженных требований о том, что для применения ее норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта.

Закон от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З) регулирует отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок (в т.ч. международных), а также при выполнении (оказании) связанных с ними работ (услуг).

Заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-­тран­спортной накладной (ТТН) или иного транспортного документа (ст. 37 Закона № 278-З). Далее, в ст. 40 Закона № 278-З перечень транспортных документов (путевой лист, ТТН, CMR-накладная, заказ-поручение) также не является исчерпывающим – здесь вновь называются еще и иные документы в соответствии с законодательством. О том, что такое «иной», можно только догадываться.

Таким образом, в Законе № 278-З имеется отступление от норм международного договора. В нем не предусматриваются особенности оформления транспортных документов при выполнении международной автомобильной перевозки, а установлены слишком общие неконкретные правила.

В п. 8 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила), была также продублирована норма о том, что заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением ТТН или иного транспортного документа.

К сожалению, и в некоторых международных договорах, участницей которых является Республика Беларусь, также дается неисчерпывающий перечень транспортных (перевозочных) документов. Например, в Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза (подписан в г. Минске 27.11.2009 г.) указано, что «…транспортные (перевозочные) документы – коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке».

Для международных автомобильных перевозчиков, для грузоотправителей и грузополучателей это обер­нулось тем, что экономические суды областей и г. Минска неоднократно применяли к отдельным транспортным организациям меры административной ответственности в виде взыскания, причем иногда в размере стоимости перевозимого товара. Основанием для такого решения обычно становилось отсутствие у международных перевозчиков товарно-транспортных накладных (при наличии товарных накладных), неправильное оформление грузоотправителями грузосопроводительных документов. Причем стоимость перевозимого товара почти во всех случаях была значительной и ощутимой для сторон договора в смысле размера ущерба. По многим подобным делам одновременно с грузом арестовывались и транспортные средства, принадлежащие автомобильным перевозчикам, в качестве средства обеспечения исполнения административного взыскания.

При этом никто из правоприменителей не проводил комплексного анализа действующего законодательства в отношении складывающейся практики. Межу тем ч. 4 ст. 12.17 КоАП предусматривает ответственность за транспортировку товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов).

В Законе № 278-З имеется разграничение: транспортные документы перечислены в ст. 40, сопроводительные – в ст. 41. В частности, к грузосопроводительным документам относятся: сертификат соответствия, ветеринарный и фитосанитарный сертификаты, сертификат происхождения товаров и т.п. (ст. 41). В таком случае можно сделать однозначный вывод, что транспортный документ не может быть сопроводительным документом, что разграничивает ответственность между грузоотправителями и перевозчиками за их наличие.

Данную логику подтверждает и сам Закон № 278-З, где содержится императивная правовая норма: «Автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов» (ч. 2 ст. 41). Такая же норма содержится и в КДПГ: «Проверка правильности и полноты этих документов не лежит на обязанности транспортера. Отправитель ответственен перед транспортером за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины транспортера» (п. 2 ст. 11).

Тем не менее практика правоохранительных, контролирующих и судебных органов складывалась в основном с учетом п. 340 Правил в прежней редакции, который утверждал, что водитель, выполняющий внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов, должен иметь путевой лист и ТТН. Заметим, что эта правовая норма содержалась не в законодательном акте, а в акте законодательства.

Описываемые проблемы неоднократно рассматривались различными государственными органами, СМИ и общественными организациями.

Однако только в марте 2015 г. в п. 23 Правил было сделано исключение для грузов, поступивших из-за пределов Беларуси до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя. В этом случае сопроводительными документами на груз являлась для автомобильных перевозок международная товарно-транспортная накладная «CMR» с приложением счета-фактуры (invoice) и других документов, оформленных грузоотправителем.

Не нашла отражения данная проблема и в постановлении Президиума ВС от 9.12.2015 № 7 «О практике рассмотрения экономическими судами дел об административных правонарушениях, связанных с транспортировкой товаров в нарушение установленного законодательством порядка».

Документы для перевозки

Постановлением № 102 п. 15 Правил изложен в новой редакции. Если более точно сказать, то ч. 1 п. 15 Правил осталась без изменения: «Автомобильный перевозчик должен в срок, определенный в договоре об автомобильной перевозке груза, подать под загрузку грузовое транспортное средство, пригодное для автомобильной перевозки данного вида груза». Весь прежний п. 15 Правил теперь стал ч. 1 п. 15 Правил.

Читать еще:  Сколько весит автобус паз

Согласно новой ч. 2 п. 15 Правил автомобильный перевозчик при направлении транспортного средства под загрузку должен передать водителю надлежаще оформленные документы, а именно:

– свидетельство о регистрации (техпаспорт, техталон) механического транспортного средства, прицепа (прицепов) к нему;

– документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра;

– документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

– копию договора аренды или иного документа, подтверждающего право владения и (или) пользования грузовым транспортным средством, если автомобильный перевозчик не является его собственником;

– санитарный паспорт на грузовое транспортное средство (при выполнении автомобильных перевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения при их автомобильной перевозке специального санитарного режима), за исключением транспортных средств, выполняющих международные перевозки;

– специальное разрешение на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь (при автомобильной перевозке соответствующих грузов).

При этом здесь имеется в виду любая автомобильная перевозка груза.

Для выполнения международных автомобильных перевозок грузов дополнительно к вышеперечисленным документам автомобильный перевозчик должен передать водителю:

– разрешение на проезд по территории иностранных государств (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

– сертификаты об экологической и другой безопасности грузового транспортного средства (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

– сертификат соответствия грузового транспортного средства требованиям резолюций Европейской конференции министров транспорта (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

– книжку МДП (при выполнении автомобильных перевозок в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), принятой в г. Женеве 14.11.1975 г.);

– международный сертификат технического осмотра (при выполнении автомобильных перевозок в государства, в которых предъявляются соответствующие требования);

– свидетельство о соответствии грузового транспортного средства нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), принятым в г. Женеве 1.09.1970 г. (при выполнении автомобильных перевозок скоропортящихся грузов и грузов, требующих соблюдения при их автомобильной перевозке специального санитарного режима);

– термограммы (листки контроля температурного режима) при автомобильной перевозке скоропортящихся продуктов, требующих поддержания температурного режима;

– регистрационные листки (тахограммы) при использовании аналогового тахографа в соответствии с законодательством РБ, требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей тран­спортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенного в г. Женеве 1.07.1970 г., и иными международными договорами Республики Беларусь.

Автомобильный перевозчик может отказаться принять груз к автомобильной перевозке, если ему не переданы надлежаще оформленные транспортные и грузосопроводительные документы (п. 21 Положения). В свою очередь, п. 22 Положения дополнен новыми основаниями, когда грузоотправитель не должен предъявлять груз к автомобильной перевозке:

– если при выполнении внутриреспубликанской автомобильной перевозки грузы не оформлены ТТН;

– если при выполнении международной автомобильной перевозки грузы товарного характера не оформлены международной ТТН «CMR»;

– если на груз не оформлены соответствующие сертификаты, иные грузосопроводительные документы.

В том же п. 22 Положения уточнено, что к грузосопроводительным документам, которые грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику или его представителю, относятся:

– ветеринарный сертификат (при автомобильной перевозке животных, продуктов животного происхождения, сырья животного происхождения, корма для животных, ветеринарных препаратов и других грузов, подлежащих ветеринарному надзору);

– карантинный сертификат (при автомобильной перевозке подкарантинных материалов);

– фитосанитарный сертификат (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);

– сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров);

– разрешение соответствующих органов госуправления на вывоз грузов (при необходимости);

– первый экземпляр товарной накладной (при автомобильной перевозке грузов товарного характера за пределы территории Беларуси), оформленной в соответствии с законодательством РБ;

– иные документы, которыми в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь должны сопровождаться грузы при автомобильной перевозке.

Допускается выполнение автомобильной перевозки грузов без оформления ТТН за пределы территории Республики Беларусь, а также через территорию Республики Беларусь (транзитная автомобильная перевозка). В этом случае сопроводительными документами на груз являются международная товарно-­транспортная накладная «CMR» и другие грузосопроводительные документы, оформленные грузоотправителем (п. 23 Положения).

Не менее важно, что упорядочен перечень документов, которые должен иметь водитель, выполняющий автомобильные перевозки грузов (п. 340 Положения). Теперь это:

– полученные от автомобильного перевозчика документы, указанные в ч.ч. 2 и 3 п. 15 Правил;

– полученные от грузоотправителя транспортные и грузосопроводительные документы, указанные в п. 22 Правил;

– карточка водителя (при управлении транспортным средством, оборудованным цифровым тахографом);

– свидетельство о профессиональной компетентности водителя в международных автомобильных перевозках грузов (при выполнении международных автомобильных перевозок);

– иные документы в соответствии с законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь.

В п. 353 Правил включено уточнение, согласно которому проверять правильность оформления и полноту наличия грузосопроводительных документов автомобильный перевозчик не обязан. В то же время в обязанности грузоотправителя вменено: оформлять в установленном порядке путевой лист и обеспечивать предоставление автомобильному перевозчику оформленных ТТН, реестра ТТН, создаваемых в виде электронных документов, ТН, других транспортных и грузосопроводительных документов в соответствии с законодательством и международными договорами Рес­публики Беларусь (п. 357 Правил). Он же, т.е. грузоотправитель, будет нести ответственность за убытки автомобильного перевозчика, возникшие вследствие отсутствия ТТН (п. 381 Правил).

В заключение отметим, что постановление № 102 распределило и конкретизировало ответственность грузоотправителя и автомобильного перевозчика в зависимости от тех действий и бездействий, которые каждый из них совершает или воздерживается от их совершения. Можно надеяться, что практика контролирующих, правоохранительных органов и судебная практика также изменятся.

Автор публикации: Виктор КАМЕНКОВ, заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, председатель ОО «Белорусский республиканский союз юристов», медиатор, доктор юридических наук, профессор

Понятие и виды международных перевозок. Особенности правового регулирования

Тема 8. Международные перевозки

§ 1. Понятие и виды международных перевозок. Особенности правового регулирования

§ 2. Международные воздушные перевозки.

§ 3. Международные железнодорожные перевозки

§ 4. Международные автомобильные перевозки

§ 5. Международные морские перевозки

§ 6. Международные смешанные перевозки

Понятие и виды международных перевозок. Особенности правового регулирования

Понятие международной перевозки. В науке имеется ряд определений международной перевозки, так как единое определение в национальных нормативных и международных актах отсутствует. Международная перевозка– это такая перевозка грузов, пассажиров и багажа, которая осуществляется, по крайней мере, между двумя государствами в соответствии с условиями, предусмотренными межгосударственными соглашениями.[1]

Такое определение достаточно приблизительно. Спорным остаётся вопрос, является ли международной перевозка с территории одного государства на территорию этого же государства, но транзитом через территорию другого государства (например, перевозка из Москвы в Калининград через территорию одной из стран Прибалтики). В ряде Конвенций отмечается, что такая перевозка будет международной при условии остановки на территории этого другого государства.

Так, в соответствии с российским законодательством по автомобильным перевозкам остановка на территории иностранного государства не является обязательным критерием отнесения автомобильной перевозки к международной перевозке[2].

Следует отметить, что в международных соглашениях по перевозкам даются автономные определения относительно международных перевозок отдельными видами транспорта в отношении различных объектов перевозки, применимые только к перевозкам, регулируемым этими конвенциями. Если перевозка не подпадает под действие соответствующей Конвенции, её международный характер определяется согласно применимому праву. Например, согласно Варшавской конвенции 1929 г. перевозка, при которой место отправления и назначения расположены на территории одного и того же государства – участника считается международной, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является участником Конвенции (п.2 ст.1). Перевозка без подобной остановки не рассматривается в смысле Варшавской Конвенции как международная.

Спорным остаётся и вопрос об отнесении перевозок к международным перевозкам лишь при условии регулирования их международными соглашениями. По мнению некоторых авторов при отсутствии международного соглашения перевозка с пересечением границ не является международной и регулируется национальным законодательством.[3]По логике этих авторов, если страна не является участницей транспортных конвенций, то она не осуществляет международных перевозок. И в Конвенциях, и в национальном праве стран имеются коллизионные нормы, определяющие право, применимое к перевозкам. Речь идёт не о национальных, а международных перевозках, которые по ряду причин регулируются правом, избранным на основе коллизионных норм. В отношении национальных перевозок вопрос о коллизионных нормах вообще не стоит. В частности, одной из таких причин является отсутствие регулирования спорного вопроса в соответствующей Конвенции. Другой причиной может быть неучастие конкретной страны в Конвенции, регулирующей соответствующую перевозку. Так, Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г. до сих пор не вступила в силу, но это не означает, что договоры смешанных перевозок грузов из одной страны в другую, заключаемые сторонами, не являются международными. Другое дело, что пересечение границ требует соглашений между государствами, которым принадлежат границы. Что касается регулирования договоров международных перевозок, то они вполне могут регулироваться на основании коллизионных норм (национальных или унифицированных конвенционных), что и делалось до принятия соответствующих Конвенций. В настоящее время международные перевозки на всех видах транспорта урегулированы целым рядом Конвенций, имеющих большое число участников, и практически они большей частью регулируются международными соглашениями.

Читать еще:  Виды пульверизаторов для покраски, их преимущества; основные критерии выбора краскопульта

Особенностью международных перевозок является определение иностранного элемента, делающего перевозку международной. Здесь неприменима традиционная классификация иностранных элементов, характеризующая отношение как международное (трансграничное). Таким иностранным элементом не является субъект перевозочных отношений. Например, иностранная фирма осуществляет перевозку груза в пределах России. Перевозка не является международной. Перевозка является международной, если в соответствии с договором она должна быть осуществлена из одного государства в другое. Иностранный элемент присущ процессу перемещения, составляющему суть транспортной деятельности[4].

Для признания перевозки международной не обязательно, чтобы груз или пассажир фактическипересекали территориальные или таможенные границы государства. Достаточно заключения договора международной перевозки. Например, при утрате груза в пункте отправления из государства А в государство Б перевозка квалифицируется как международная, однако пересечение границ не имеет места. Таким образом, не следует отождествлять заключение договора международной перевозки с её осуществлением.[5]

Виды международных перевозок. Так же как и внутренние перевозки различаются в зависимости от видов транспорта и объекта транспортировки.

По видам транспорта различают: международные автомобильные, железнодорожные, воздушные, речные и морские перевозки; смешанные перевозки;

По объекту транспортировки различают: перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Определённую специфику имеют транзитные, смешанные, контейнерные и комбинированные перевозки.

Особенности правового регулирования. Регулирование международных перевозок осуществляется международными соглашениями, национальным законодательством и обычаями, сложившимися в практике перевозочных отношений.

Правовое регулирование различных видов международных перевозок имеет свои особенности. Вместе с тем, следует отметить общие принципы такого регулирования.

Основное значение в правовом регулировании международных перевозок принадлежит международным договорам. Только в области автомобильного, морского и речного транспорта действует более 110 межгосударственных и межправительственных (многосторонних и двусторонних) соглашений, участницей которых является Россия.[6]

Международные договоры в основном содержат материальные нормы. Коллизионные нормы конвенций обычно касаются вопросов, не урегулированных материальными нормами. Как правило, они отсылают к праву страны суда. Россия является участницей большинства Конвенций по перевозкам.

В международных договорах по всем видам перевозок решается практически, хотя и по-разному, один и тот же круг вопросов.

Это, прежде всего, требования к перевозочным документам.

Во всех видах международных перевозок регулируются такие вопросы, как ответственность перевозчика и установление её пределов, распределение бремени доказывания вины, закрепление оснований освобождения от ответственности перевозчика, сроки исковой давности и предъявления претензий. Бремя доказывания своей невиновности лежит в основном на перевозчике. Стороны не вправе уменьшить или исключить, но вправе увеличить ответственность перевозчика. При наличии умысла или грубой вины перевозчика или его персонала в причинении вреда пределы ответственности, как правило, не применяются.

Особенностьюперевозочных отношений является то, что они тесно переплетаются с отношениями права собственности и иных вещных прав на транспортное средство, обязательствами по причинению вреда, трудовыми отношениями перевозчика с членами экипажей транспортного средства и т.д. Международный характер перевозки создаёт дополнительные трудности при квалификации правоотношений как перевозочных и определении применимого права к различным видам отношений, связанных с перевозкой, поскольку к ним применяются различные коллизионные привязки.

Особенностьюдоговоров перевозки является то, что во многих странах внутренние перевозки подчиняются тем же правилам, что и международные перевозки, т.е. нормам, установленным в международных конвенциях (инфильтрация унифицированных норм международного частного права в национальные правовые системы).

В договорах международной перевозки применяются различные коллизионные привязки:закон места отправления или назначения; закон места заключения договора; закон флага и т.д.

В соответствии с ГК РФ к договорам перевозки всеми видами транспорта применяется право, выбранное сторонами (ст. 1210). Если стороны не выбрали права, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан (п.2 ст.1211). Таким правом является право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности перевозчик (подпункт 6 п.3 ст. 1211). Следует иметь в виду, что в силу п.3 ст.1186 ГК, если договор перевозки урегулирован международным соглашением, содержащим материальные нормы, выбор права с помощью коллизионных норм не производится. Вопросы, не урегулированные в таких конвенциях, решаются с помощью коллизионных норм, установленных в самих конвенциях, которые, как правило, отсылают к национальному праву страны суда. Если же в конвенциях коллизионные нормы отсутствуют, применимое право определяется с помощью коллизионных норм страны суда.

Следует иметь в виду, что в соответствии с российским законодательством (ст.800 ГК РФ) ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется по правилам обязательств вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК), если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчик. Эти правила будут применяться в случае, если в качестве применимого права будет определено российское право.

Международные транспортные организации. Большое значение в деле разработки проектов конвенций, унифицированных правил и технических регламентов принадлежит международным транспортным организациям. Они создаются по видам транспорта.

Самой авторитетной по воздушному транспорту является Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Она создана в соответствии с Конвенцией 1944 г. как специализированное учреждение ООН. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. приняла Устав ИКАО.

К основным уставным целям ИКАО относятся:

— обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всём мире;

— организация и координация международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международных авиаперевозок. Одна из целей ИКАО – предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией.

18 приложений к Конвенции 1944 г. являются документами ИКАО – международные авиационные регламенты (стандарты, рекомендательная практика, процедуры).

В рамках ИКАО разработан и принят ряд конвенций, в том числе Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г.

В области морского транспорта действует Международная морская организация (ИМО),созданная в 1949 г. Она представляет собой специализированное учреждение в системе ООН. В настоящее время её членами являются более 160 государств, в том числе и Россия. В рамках данной организации разработаны и приняты Афинская конвенция о перевозке пассажиров и их багажа морем 1974 г., Международная конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г. и др.

В 1905 г. образована Балтийская и международная морская организация (БИМКО).Её основная задача – подготовка и пересмотр проформ чартеров и другой транспортной документации; издание типовых форм перевозочных документов. Организации в области водного транспорта являются наиболее многочисленными. Их насчитывается более 100.[7]

На железнодорожном транспорте: Межправительственная организация по международным железнодорожным перевозкам (ОТИФ), Совет по железнодорожному транспорту государств участников Содружества, Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД).

В сфере автомобильного транспорта функционируют:

Организация по предотвращению дорожных происшествий (МОПДП), Международная автодорожная федерация (МАФ), Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) и др.

На речном транспорте действуют такие известные организации как Дунайская комиссия и Центральная комиссия судоходства по Рейну.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector