Где находится завод камаз
Компания Камаз — российский лидер по производству грузовых автомобилей
Компания Камаз — российское производство, которое известно на весь мир своими грузовыми автомобилями высокой тоннажности и двигателями дизельного типа.
Компания также работает по таким направлениям:
- производство автобусов большой и малой вместимости;
- выпуск эрнгономического оборудования для сельского хозяйства — тракторов, комбайнов и зерноперерабатывающих машин;
- с недавнего времени Камаз выпускает также небольшие электростанции теплового типа и все оборудование для их функционирования и обслуживания.
Практически половина акций производителя принадлежит российской компании государственного подчинения “Ростех”. Греческая корпорация “Автоинвест Лимитед” имеет акционерную долю около 25%, а еще 15% держит компания “Даймлер”.
Ранее предприятие называлось “Камский завод по производству грузовиков”, ныне название сократили до известного нам “Камаз”.
Компания Камаз стремительно вышла на мировой рынок, так как специализированная техника компании достаточно качественна и практически не имеет аналогов по функциональности.
История Камаз
История Камаз началась еще с потребности Советского Союза в профильном заводе, который бы производил автомобили большой грузоподъемности. Невероятных размеров завод строился около 10 лет и стал самым масштабным строительным проектом 70-х. К строительству и оборудованию завода были привлечены представители автотранспортных предприятий из многих стран. Уже в 1974 был выпущен первый двигатель экспериментального типа.
С 1979 года началось конвейерное производство грузовиков марки Камаз, которые распродавали по всем Республикам СССР. К началу 1980 года завод выпустил уже более 100 тысяч моделей грузовой техники.
Когда в 1988 году начались аналитические пересчеты по поводу рентабельности завода Камаз, то было выявлено, что он полностью себя окупил и принес более 9 миллиардов прибыли.
В 90-х, после пожара и мирового кризиса, завод был немного приостановлен в объемах, но это не помешало ему отметить выпуск 2-миллионной модели двигателя уже к началу 21 века.
В 2000-х завод прошел полнейшую модернизацию и реконструкцию, что позволило ему выпустить к 2000 году 1,5-миллионный грузовик и получить прибыли более 60 млн. рублей.
В настоящее время компания проектирует все больше инновационных моделей авто и активно увеличивает их тоннажность, что позволяет ей выходить на рынок Китая и Азиатских стран, чтобы увеличить процент сбыта продукции.
Где собирают Камаз?
Главными отделениями компании, где собирают Камаз, является первый из заводов — в Набережных Челнах, а также производство Камаз в Республике Башкортостан. Площадь главного завода превышает 4000 кв.метров, на производстве трудится более 1000 человек, которые занимаются сборкой грузовиков и двигателей из фирменных деталей.
Также налажены производства по сборке готовой продукции на территории Пакистана, Казахстана, Индии и Вьетнама. Данные заводы производитель Камаз оборудовал по последнему слову техники, а такое расположение позволяет в разы увеличить площадь для экспорта и минимизировать расходы на него.
Где находится завод камаз
Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ПАО «КАМАЗ» входит в 20-ку ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей.
Входит в Госкорпорацию Ростех.
16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл первый камский грузовик.
15 февраля 2012 года «КАМАЗ» выпустил 2-миллионный автомобиль.
На середину июня 2016 года на Автомобильном заводе «КАМАЗа» собрано более 2 млн. 183 тысячи готовых автомобилей с начала выпуска.
На середину июня 2016 года выпущено более 2 млн. 183 тысячи готовых автомобилей с начала выпуска
Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд. рублей. Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам.
Единый производственный комплекс группы организаций ПАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей — от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения.
В состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены: литейный и кузнечный заводы, завод двигателей (ЗД), прессово-рамный завод (ПРЗ), автомобильный завод (АвЗ), ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), Индустриальный парк «Мастер». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ПАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Республика Башкортостан).
Сегодня группа организаций «КАМАЗ» включает в себя 89 компаний, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье.
На сегодняшний момент в подразделениях и дочерних обществах ПАО «КАМАЗ» работает около 40 000 человек.
В целом за 2015 год выпущено 29140 готовых грузовых автомобилей КАМАЗ: из них на российский рынок — более 22,6 тыс. единиц, на экспорт — более 5,6 тысяч.
Доля ПАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14–40 тонн на конец 2015 года составила 51% (за аналогичный период 2014 года она составляла 41%).
Динамика продаж КАМАЗ полной массой 8–40 тонн (в тыс. единиц)
«КАМАЗ» удерживает абсолютное лидерство в классе тяжёлых грузовиков на рынках Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и ряда других стран.
Продукция
ПАО «КАМАЗ» выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 60 моделей, свыше 1500 комплектаций, автомобили с правым рулём), прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. «КАМАЗ» традиционно позиционирует на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. За последние годы гамма выпускаемой продукции расширилась за счёт новых моделей и семейств автомобилей — от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъёмности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 тонн.
В предыдущие годы были улучшены технические характеристики и потребительские свойства автомобилей — как путём применения автокомпонентов ведущих производителей, так и внедрения собственных оригинальных разработок. Всё это позволило компании создать так называемый «модельный ряд 2010 года», который составил основу производственной программы компании по созданию совершенно нового модельного ряда автомобилей КАМАЗ. С 2013 года, с вводом в России технических регламентов, соответствующих международным стандартам «Евро-4», КАМАЗы оснащаются двигателями этого экологического уровня.
Качество
Создание конкурентоспособной по показателям качества продукции, удовлетворяющей требованиям и ожиданиям потребителей, является главной целью ПАО «КАМАЗ» в области качества и основой финансового благополучия компании и ее сотрудников.
Средством для достижения поставленных целей в области качества ПАО «КАМАЗ» является система менеджмента качества.
Система менеджмента качества ПАО «КАМАЗ» признана соответствующей требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008, национального стандарта ГОСТ ISO 9001–2011 и отраслевого стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012.
«КАМАЗ» в 2006 году стал лауреатом Премии правительства РФ в области качества. В 2011 году «КАМАЗу» присвоен уровень «5 звезд» в Европейском конкурсе EFQM по модели «Признанное совершенство», что подтверждено сертификатом, компания включена в Европейский Реестр успешных организаций.
Сборочные предприятия
ПАО «КАМАЗ» имеет сборочные предприятия во Вьетнаме, Казахстане, Пакистане, Индии. Сборка производится полностью из комплектующих изделий, поставляемых с «КАМАЗа». Реализуются программы локализации производства деталей и узлов из состава сборочных машинокомплектов в странах дислокации сборочных предприятий. Также в Европе осуществляется сборка автомобилей КАМАЗ («Евро-5») на сборочном предприятии компании «Аутобаги» (Литва).
Клиенты
Наши клиенты — предприятия всех отраслей экономики, где применяются грузовые автомобили, компании, занимающиеся грузовыми автоперевозками, региональные и городские автохозяйства России и стран традиционных продаж, естественные монополии, крупные корпоративные клиенты, государственные предприятия и учреждения, подразделения силовых министерств и ведомств. Крупнейшие потребители продукции ПАО «КАМАЗ» в нашей стране — «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ», «СУЭК», «ТНК» и др.
Рынки сбыта
Достижения ПАО «КАМАЗ» определяются не только высоким качеством и техническим уровнем продукции, но и эффективной стратегией работы на рынке. Мы поддерживаем деловые связи с более чем 600-ми предприятиями России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
География продаж автомобилей КАМАЗ и запасных частей стремительно расширяется за счёт освоения новых рынков: Саудовской Аравии, Индии, Чили, Никарагуа. ПАО «КАМАЗ» активизировалось на рынках Судана, Афганистана, Анголы, возобновило поставки в Венесуэлу и Панаму. Компания «КАМАЗ» — четырнадцатикратный победитель конкурса «Лучший экспортёр Российской Федерации». За счет роста ценовой конкурентоспособности продукции КАМАЗ на зарубежных рынках существенно укрепились позиции на рынках стран ближнего и дальнего зарубежья. Основными рынками сбыта в 2015 году являлись Казахстан, Вьетнам, Узбекистан, ОАЭ, Азербайджан, Афганистан, Туркменистан.
Дилерская и сервисная сеть
Сеть продаж и сервиса ПАО «КАМАЗ» охватывает все регионы России и СНГ, а также традиционные зарубежные рынки сбыта. В 2016 году «КАМАЗ» продолжал активно расширять свою товаропроводящую и сервисную сеть в России и за её пределами. По состоянию на 01.06.2016 г. дилерская сеть в РФ насчитывает 190 субъектов, из них дилеров статуса 3S (продажа автомобилей, запасных частей, сервис) — 73, дилеров 2S автомобили (продажа автомобилей и сервис) — 31, дилеров статуса 2S запасные части (продажа запчастей и сервис) — 21, дилеров статуса 1S (только сервис) — 45, дистрибьюторов по реализации запасных частей — 20.
Система технического обслуживания построена на принципах единого стиля и максимального приближения услуг к потребителю. Развитие сервисной сети идёт по двум направлениям — строительство новых и реконструкция имеющихся сервисных центров. При работе с дилерами компания руководствуется специальным документом — «Руководство для дилеров ПАО «КАМАЗ», — определяющего все требования и условия, которым они должны соответствовать. Сертификация дилерских и сервисных центров в соответствии с «Руководством для дилеров ПАО «КАМАЗ» позволяет обеспечить единый формат обслуживания и узнаваемость официальных дилеров для потребителей, формализовать требования к организации основных бизнес-процессов дилера.
Лизинг
АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» — одна из крупнейших лизинговых компаний России, является 100% дочерним обществом ПАО «КАМАЗ», специализируется на реализации автомобилей производства КАМАЗ и спецтехники на базе шасси КАМАЗ в лизинг от производителя.
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» — трёхкратный обладатель премии «Компания года», в том числе в номинации «За финансовую надёжность и стабильность на рынке лизинговых услуг», занимает 1-е место в рейтинге лизинговых компаний РТ по итогам 2013 года по версии сайта «Деловой квартал», имеет высший уровень клиентоориентированности — ААА (по результатам анализа компании «Новые маркетинговые решения»), является обладателем международной награды «Европейское качество» (2007 г., Оксфорд, Великобритания), награждена дипломом «Наиболее динамичная лизинговая компания года» по итогам конкурса «Финансовая элита России» (2006 год).
На сегодня ГК «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» имеет 15% доли на рынке лизинга КАМАЗов, доля на рынке лизинга грузовой техники составляет 6,2%, в 1,5 раза выше показателя прошлого года.
По итогам 2015 года группа компаний «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» перевыполнила бизнес-план по заключённым договорам, реализовав в лизинг 1551 автомобиль вместо запланированных 1267 ед. В этом году группа компаний увеличила свою долю на рынке почти вдвое: доля на рынке лизинга грузовой техники КАМАЗ составляет 31%, на рынке лизинга грузовых автомобилей всех марок — 13%. Компания вошла в ТОП-10 лизинговых компаний России, согласно предварительному рэнкингу рейтингового агентства «Эксперт РА».
Совместные предприятия
23 ноября 2005 года было открыто совместное предприятие немецкого концерна ZF Friedrichshafen AG и ПАО «КАМАЗ» — общество с ограниченной ответственностью «ЦФ КАМА». Это первое производство, созданное на «КАМАЗе» с участием иностранной фирмы и выпускающее продукцию под ее торговой маркой. И первый пример организации промышленного производства высокотехнологичной продукции мирового уровня в России. СП ежегодно выпускает 27 000 коробок передач. Подписано соглашение по увеличению производственных мощностей СП с девяти до 40 тысяч коробок передач в год.
В январе 2006 года между «КАМАЗом» и американской фирмой «Cummins Inc» были подписаны документы о создании совместного предприятия «КАММИНЗ КАМА» по производству двигателей серии В для российского рынка. Уставный капитал предприятия — 20 млн. долларов, доли учредителей распределяются в нём поровну. Предприятие производит моторы с электронным управлением «Евро-3» и «Евро-4», в соответствии с регламентом принятых в России экологических стандартов.
В декабре 2007 года «КАМАЗ» подписал соглашение с компанией Knorr-Bremse System fur Nutzfahrzeuge GmbH о создании в Набережных Челнах совместного предприятия по выпуску тормозных механизмов «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА» с равными долями сторон в уставном капитале.
10 марта 2008 года были подписаны уставные документы совместного предприятия по выпуску деталей цилиндропоршневой группы между Federal Mogul Corporation (США) и ПАО «КАМАЗ» с равными долями сторон в уставном капитале — «Федерал Могул Набережные Челны».
В декабре 2008 года немецкий концерн Daimler AG приобрёл 10% уставного капитала «КАМАЗа», что стало началом нового взаимовыгодного стратегического партнерства двух автопроизводителей. В результате этого стратегического партнерства в 2009 году «КАМАЗом» и Daimler AG были подписаны договоры о создании двух совместных предприятий — «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» по выпуску и продажам лёгких грузовых автомобилей Fuso Canter в России и «Мерседес-Бенц Тракс Восток» по производству и реализации тяжёлых грузовых автомобилей Mercedes-Benz Actros и Axor. Сегодня доля Daimler AG в акционерном капитале «КАМАЗа» составляет 15%.
«КАМАЗ-мастер»
Пилоты команды «КАМАЗ-мастер» демонстрируют ярчайший пример технического и спортивного мастерства. Экипажи челнинских автогонщиков становились неоднократными победителями международных ралли и супермарафонов. Заводская команда «КАМАЗ-мастер» тринадцать раз выигрывала неформальный чемпионат мира среди производителей грузовых автомобилей – международный ралли-марафон «Дакар». Спортивные победы на «Дакарах» «КАМАЗ» уверенно конвертирует в свои бизнес-успехи.
Преимущества продукции ПАО «КАМАЗ»
- Простые в обслуживании, надёжные, качественные грузовые автомобили с низкими эксплуатационными расходами по оптимальным ценам;
- Удовлетворение любых запросов потребителей;
- Широкая география продаж: техника КАМАЗ работает в любых дорожных и климатических условиях – в районах Крайнего Севера, тропиках, зонах пустынь и высокогорья;
- Развитая сервисная сеть в России и СНГ, предоставление гарантийного обслуживания до 75 тысяч км пробега автомобиля.
Всё это позволяет компании совершенствовать автомобили марки КАМАЗ до уровня лидеров мирового автомобилестроения. ПАО «КАМАЗ» проводит на внутреннем рынке активную, сбалансированную и самостоятельную ценовую политику, ориентируясь, прежде всего, на рыночный спрос и оптимальное соотношение в критерии «цена+качество».
Основные направления развития в 2015 году
Основным направлением 2015 года стало освоение семейства перспективных автомобилей КАМАЗ с кабиной, отвечающей мировым стандартам. Проведены стендовые испытания двигателей КАМАЗ Р6 мощностью до 700 л.с.
Состоялась презентация макета кабины-трансформера КАМАЗ-2020.
Проведена работа по завершению технологической подготовки производства среднего и заднего моста модели 6560.
В 2015 году в рамках госпрограммы AutoNet началась реализация проекта роботизированной автотехники КАМАЗ.
В целях удовлетворения возросшего спроса потребителей, в том числе и ближнего зарубежья, ведётся активная работа по расширению модельного ряда газобаллонной автотехники.
Ещё одним перспективным направлением для «КАМАЗа» в 2015 году стало создание электробусов, которые прошли все необходимые испытания и готовы к тестовой эксплуатации.
Перспективы ПАО «КАМАЗ»
Основные направления развития ПАО «КАМАЗ» представлены в «Программе стратегического развития ОАО «КАМАЗ» до 2020 года»
Камский автомобильный завод
История предприятия.
В середине 60-х годов ХХ века в Советском Союзе резко возросла необходимость в автомобилях большой грузоподъемности. Это было вызвано, во-первых, ростом грузооборота внутри страны. Стране была срочно нужна техника с большой грузоподъемностью, в первую очередь автопоезда и самосвалы для транспортировки грузов на дальние расстояния. К сожалению, в то время основную массу автомобилей составляли машины грузоподъемностью меньше 8 тонн, к тому же сроки эксплуатации многих из них уже давно подошли к концу. Таким образом, в стране резко встал вопрос об организации выпуска новых большегрузных автомобилей. Однако, ни один из существующих автозаводов страны не смог бы справиться с этой задачей. Поэтому директивами XXIV съезда КПСС была обозначена необходимость создания новых автозаводов для производства большегрузных автомобилей в Татарской АССР.
Решение о строительстве такого комплекса заводов в городе Набережные Челны было принято постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР уже в середине 1969 года. Данный город был выбран неслучайно. Его географическое положение как нельзя лучше подходило для этой роли, в первую очередь благодаря непосредственной близости от города железной дороги. Несомненным преимуществом стало и наличие организации «Камгэсэнергострой» — крупнейшей многопрофильной строительной организации в Татарской АССР и всем Советском Союзе. Именно на нее и было возложено строительство жилья, заводских объектов, а также возведение плотины и ГЭС. Для выполнения всех поставленных задач в строительстве было задействовано свыше 100 тысяч человек, которые приехали со всех регионов огромной страны.
Начало строительства завода.
Начало строительству завода по производству большегрузных автомобилей было положено осенью 1969 года. В присутствии партийных и хозяйственных руководителей на месте будущего завода большегрузных автомобилей в городе Набережные Челны был установлен бетонный блок, на котором было написано: «Здесь будет построен Камский автомобильный батыр». Таким образом было обозначено начало строительства татарского богатыря («батыр» с татарского переводится как «богатырь»). Днем, когда на месте будущего завода впервые заработали экскаваторы, стало 14 декабря 1969 года.
Согласно плану, заводской комплекс должен был состоять из семи производств, которые отвечали бы за все этапы изготовления большегрузных автомобилей. Сюда входили литейное, кузнечное, прессово-рамное, ремонтно-инструментальное, агрегатное, двигательное и автосборочное производства. Строительство первых из них – Ремонтно-инструментального и Литейного заводов было начато уже осенью 1970 года. Спустя некоторое время после постройки всех остальных были построены также ремонтно-механический завод и завод малолитражных автомобилей. Все производство размещалось на огромной территории свыше трех миллионов квадратных метров.
Одновременно большое внимание уделялось организации выпуска прицепов для будущих автомобилей нового автозавода. Было принято решение, что проектированием прицепов будет заниматься ГКБ в городе Балашов, а конструкторский отдел Одесского автосборочного завода займется проектированием полуприцепов. Параллельно в Красноярске началось строительство завода, который будет выпускать прицепы и полуприцепы для новых большегрузных автомобилей.
Такой размах подготовки объяснялся важностью будущего КАМАЗа. Планировалось, что на нем будет произведено не только свыше 150 тысяч большегрузных автомобилей, но и 250 тысяч дизельных двигателей для установки в машинах других предприятий. Их планировалось использовать на Уралах, ЗИЛах, а также некоторых серий автобусов. Для того, чтобы продукция завода отвечала всем поставленным задачам, к вопросу технологического оборудования подошли со всей серьезностью. Для оснащения завода использовалась самая современная техника, в том числе и иностранная. Среди 700 иностранных фирм, поставлявших свою технику на завод, такие известные корпорации как Hitachi, Renault, «Ингерсолл Рэнд», «Буш», «Хюллер», а также многие другие.
Чтобы принять решение о тех проектах, по которым будет осуществляться автомобилестроение, проводились не только заводские, но и приемочные испытания. Так, к примеру, с целью создания опытного ЗиЛ-170 было спроектировано 10 различных модификаций автомобилей. Каждый из них был рассчитан на вес до 26.5т. Государственные испытания экспериментальных образцов проводились на многих трансах страны. Трасса Орел-Киев была выбрана для проверки автопоездов, рассчитанных на наибольший груз (свыше 30 тонн). Самосвалы ЗиЛ-5510 и ЗиЛ-53202 испытывались на трассе Углич-Рыбинск. Часть экспериментальных автомобилей гоняли под Москвой, используя для этой цели Дмитриевский полигон. Основные же испытания, конечно же, проходили в отдаленных и малонаселенных частях страны: в Забайкалье, Тюменской области, а также на территории пустынь. Всего в испытаниях участвовало 40 экспериментальных образцов, которые проехали свыше 4.5 млн. км.
Благодаря тому факту, что завод строился под эгидой «Всесоюзной комсомольской стройки», его строительство удалось закончить значительно раньше запланированного срока. Уже в 1973 году были построены все объекты первой очереди, а в мае следующего года в экспериментальном режиме был выпущен первый двигатель КАМАЗ. Первый силовой агрегат N1 собрали в конце 1975 года.
Официальное открытие завода.
Официально об открытии завода было объявлено в 1976 году, после проверки готовности первой очереди КАМАЗ Государственной комиссией СССР, тогда же в названии предприятия появилась фраза «производственное объединение».
Датой производства первого грузовика Камского автомобильного завода считается 16 февраля 1976 года. Производство машин на заводе шло ускоренными темпами, опережая годовые планы. Так, уже осенью 1977 года было выпущено 15000 большегрузных автомобилей. Юбилейный 100000-ый грузовик сошел с конвейера летом 1979 года. Спустя полтора года был выпущен уже 200000-ый, а еще спустя год, в марте 1982 года – 300000-ый большегрузный автомобиль КАМАЗ.
В первые годы существования завода основная часть производства (43%) была представлена самосвалами с кузовом НефАЗ. Остальной объем производства в основном распределялся между бортовыми автомобилями (27%) и седельными тягачами (20%).
После завершения строительства второй очереди КамАЗ в феврале 1981 года стало возможным организовать производство новых серий автомобилей. Спустя два года был налажен выпуск трехосного грузовика КамАЗ-4310, а чуть позже и выпуск двухосных грузовых автомобилей.
ВАЗ-1111
КАМАЗ-5325
В конце 80-ых предприятие приступило к производству малолитражных автомобилей «Ока». Первая машина «Ока-ВАЗ-1111» была выпущена 21 декабря 1987 года.
В ходе перестройки КАМАЗ пытался наладить связи с иностранными партнерами. Среди наиболее удачных попыток создание совместного предприятия с фирмой DAF. Голландский производитель поставлял для Камского автозавода кабины, размеры которых были специально произведены с учетом шасси грузовиков КАМАЗ. Несмотря на то, что опытная партия КАМАЗ-5325 с голландскими кабинами была выпущена успешно, сотрудничество не продлилось длительное время.
Приватизация, набиравшая темп в стране в перестроечные времена, не обошла и производственное объединение КАМАЗ, на базе которого было создано акционерное общество.
Непредвиденное обстоятельство – пожар в апреле 1993 года, уничтоживший практически полностью как корпуса завода, так и оборудование – остановил производство автомобилей на некоторое время. Однако на восстановление предприятия было брошено большое количество материальных и человеческих сил, и уже спустя полгода завод продолжил свою работу.
На границе двух веков.
В начале нового тысячелетия большое внимание было уделено соответствию продукции завода европейским экологическим требованиям, в результате чего был выпущен новый двигатель «Евро 3». Также было принято решение расширять производство малолитражных автомобилей «Ока» и приступить к производству тракторов КТ-240К и автобусов НЕФАЗ класса Турист.
Предприятие также продолжило работы по налаживанию контактов с иностранными партнерами. В результате проделанной работы в 2005 году было создано совместное предприятие с Zaenradfabric, которое производило коробки передач. В этом же году группа компаний «Северсталь» приобрела контрольный пакет акций ОАО «ЗМА». Спустя год на заводе начали сборку двигателей Cummins В для среднетоннажных грузовых автомобилей.
В настоящее время ОАО КАМАЗ это современное гармонично развивающееся предприятие с постоянно увеличивающимся ежегодным количеством выпускаемых большегрузных автомобилей. В него входит 9 крупных заводов, расположенных в городе Набережные Челны. Помимо этого сборками грузовиков КАМАЗ занимаются и в других городах России, а также других странах: Украине, Казахстане, Польше и Эфиопии.
Как собирают КАМАЗы
А для начала немного истории. С наступлением шестидесятых годов прошлого века в СССР пришло понимание, что очень остро не хватает мощных грузовых автомобилей, особенно грузоподъемностью восемь и более тонн, причём нужны были новые и, как сейчас говорят, инновационные модели. А ещё стране было очень актуально наладить производство по выпуску дизельного двигателя, благодаря которому была бы решена проблема перевода на дешёвое дизельное топливо автомобилей «ЗИЛ», «УралАЗ», автобусов «ЛАЗ» и «ЛиАЗ». И вот в 1969 году принимается Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей (производственное объединение «КамАЗ»). Но не всё так просто. Первоначально было изучено и рассмотрено с пристрастием более 70 вариантов, где это мощное производство построить. Например, завод с большой долей вероятности мог появиться под Красноярском.
2. Первое, что мы видим, попадая на завод, это их конвейер сборки кабин. Именно тут они и наполняются всякой начинкой.
С точки зрения географии и логистики район современных Набережных Челнов очень даже подходил. Тут и судоходные реки (Кама, Волга), железная дорога имеется, а это значит и стройматериалы удобно подвозить, а потом и готовую продукцию с легкостью можно отгружать.
И вот был дан клич, и стройка началась. 13 декабря 1969 года был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода. Со всех концов нашей необъятной Родины потянулись сюда специалисты, рабочие и энтузиасты. Более 100 тысяч человек было задействовано на строительной площадке. На нужды будущего КАМАЗа трудились свыше 2 000 предприятий и ему ни в чём не отказывали. Будущий автозавод обеспечивался самым современным, по тем временам, технологическим оборудованием. В его оснащении также приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт», «Сикаст», «Ингерсолл Рэнд» из Америки, «Буш», «Хюллер», «Либхер» из Германии, итальянские «Морандо», «Эксцелла», «Фата», французский «Рено», шведский «Сандвик», японские «Камацу» и «Хитачи».
Осенью 1970 года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца «КАМАЗа» — ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна литейного завода. Уже в 1973 году были возведены корпуса практически всех объектов первой очереди комплекса, а также был поставлен под нагрузку первый энергоблок местной ТЭЦ. Дальше больше. В мае 1974 года в экспериментальном цехе управления главного конструктора «КАМАЗа» был собран первый двигатель.
Камский автозавод первоначально был рассчитан на производство 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч двигателей в год. Он должен был занять территорию в 57 квадратных километров. Параллельно строили и новый город со всей необходимой инфраструктурой. В январе 1971 года был сдан первый в Набережных Челнах 12-этажный жилой дом для первопроходцев «КАМАЗа». Каждый год город пополнялся на 30-40 тысяч человек. Если до начала строительства «КАМАЗа» в Набережных Челнах жили 27 тысяч человек, то сейчас — более полумиллиона.
Первый автомобиль сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. Он был алым и на нём красовался номер 0000001. Это был большой праздник для Набережных Челнов, для Татарстана и всей страны в целом. За эти годы на промышленном и жилищном строительстве было освоено 3,6 миллиарда рублей, введено в строй 2,1 миллиона кв. метров производственных площадей, на которых было установлено 16 тысяч единиц оборудования, более двухсот автоматических линий, 180 километров конвейеров. Пришли годы, и с тех пор уже выпущено более 2,25 млн. автомобилей и около 2,85 млн. двигателей. Каждый третий грузовик полной массой 14-40 тонн в России и странах СНГ — это КАМАЗ. Причём их очень любят не только у нас, КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.
7. На заводе очень много девушек, им попроще, чем мальчикам найти общий язык с конвейером :).
Из серии интересный факт. Мало, кто знает, но прототипом первых Камазов являлся ЗИЛ-170. Двигатель же для него проектировал Ярославский моторный завод, причём их опытный образец был готов уже в 1968 году. Есть и такая байка. Мол, наши спецслужбы у пендосов скоммуниздили чертежи будущего автомобиля ЗИЛ-170, который тогда являлся прототипом автомашины «International COF-220», американской компании «International Harvester». Те обиделись и в отместку подсунули нашим конструкторам чертежи неудачно созданного их специалистами трактора Т-330, получившего в народе название «чувашпиллер».
8. Примерно через каждые 4 минуты одна кабина заменяется другой. И за это время нужно успеть выполнить все свои операции.
29 декабря 1976 года — Государственная комиссия во главе с Министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. Уже на этом этапе наш «КАМАЗ» обладал огромными производственными фондами. Они были в 2 раза выше, чем на ВАЗе, и в 3 раза превосходили общеотраслевой показатель по Минавтопрому. Но все рекорды были ещё впереди. Так в Июне 1979 года с главного конвейера сошёл грузовик уже под номером 100 000.
В феврале 1981 года была принята в эксплуатацию вторая очередь «КАМАЗа». В 1988 году специалисты подвели первые итоги. Как оказалось, после запуска этого автогиганта наша страна на тот момент получила около 8 млрд. рублей транспортной прибыли, а это значило, что всего за каких-то десять лет государство полностью отбило все свои капиталовложения, связанные со строительством завода. Кстати, 17 июля 1988 года была образована, теперь известная на весь мир, заводская гоночная команда «КАМАЗ-мастер».
25 июня 1990 года правительство приняло решение о создании акционерного общества «КАМАЗ» на базе имущества производственного объединения. А в августе 1990 года ПО «КамАЗ» было преобразовано в акционерное общество. 15 февраля 2012 года с конвейера «КАМАЗа» сошёл их двухмиллионный грузовик. Славная история завода продолжается.
12. После того, как кабину довели до ума, она попадает на один из сборочных конвейеров, вот тут-то и начинается волшебство. Она впервые встречается с другими узлами автомобиля, которые все вместе и создают целую машину.
На этой стороне добра, сборка начинается с установки рамы на конвейер, а уже потом на неё устанавливают мосты, тормозные механизмы, системы выпуска и трансмиссию. Далее наша рама со всеми доспехами проходит очередные ворота качества и после чего можно переходить к следующему этапу сборку. Настаёт очередь коробки передач с двигателем. Потом опять проверка и контроль. С этим делом здесь очень строго. Далее установка топливных баков, а потом и ЗАГС…
15. Полная сборка одной машины осуществляется примерно за 5-6 часов.
Длина конвейера составляет где-то 750 метров. Но надо учитывать и то, что плюсом ещё над ним находятся шесть уровней, по которым передвигаются различные детали (мосты, крылья, топливные баки и т.д), и в нужный момент они попадают на сборку. Вот их общая протяженность порядка 75 км.
20. Кабины нового образца собираются хоть и тут же, но на другом участке.
24. Наверное, самый захватывающий и желанный момент на Автомобильном заводе — это «свадьба»! Это когда кабина соединяется с «телом». Ура!
25. Как я сказал выше, здесь несколько главных сборочных конвейеров, вот, например, конкретно на этом под номером 2, собирают около 60 машин в сутки или около 1 300 в месяц.
Сегодня ПАО «КАМАЗ» выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 60 моделей, свыше 1500 комплектаций, автомобили с правым рулём), прицепы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. По итогам прошлого года они продали 38 тысяч единиц автотехники под брендом КАМАЗ, причём 5 тысяч автомобилей и сборочных комплектов были отправлены за границу. Кроме завода в Набережных Челнах, ПАО «КАМАЗ» имеет сборочные предприятия в Казахстане, Литве, Азербайджане, Индии и, я думаю, и на этом не остановятся.
А я раньше и не знал, что КАМАЗ ещё и трактора выпускал. Перед нами Трактор КАМАЗ СХ 105. Оказывается, ещё во второй половине 80-х годов ХХ века в СССР в Елабуге хотели построить Камский тракторный завод, причём он должен был стать масштабным производственным объединением по обеспечению полного цикла выпуска тракторов и специальной техники военного назначения. Однако 90-е с «перестройкой» эту идею похоронили. А вот КАМАЗ об этой идее помнил. Постепенно завод встал на крепкие ноги и в 2008 году всё-таки решил рискнуть, но не один, а в партнёрстве с итало-американо-канадским холдингом «Agro Tractors S.p.a.». За прототип был выбран их трактор «McCormick CX-105», который у нас и получил название КАМАЗ СХ 105. Его комплектовали британским дизельным двигателем «Perkins 1104C-44T» мощностью 74,5 кВт (99,9 л./с.). Но у нас он не сильно пошёл, говорят, покупателей пугало отсутствие сервиса, а также наличие недорогих запчастей. Всего за 2008-2009 года было их выпущено около двух тысяч штук.
Причём модельный ряд у них постоянно пополняется новыми моделями. Так только в 2016 году «КАМАЗ» разработал и вывел на рынок более 80 новых комплектаций автомобилей и шасси, в том числе несколько моделей автомобилей нового поколения — самосвалы 6580, 65801, 65802, транспортные — 65206 и 65208. Также на рынок вышли автомобили с компонентной базой КАМАЗ и кабиной Daimler — самосвалы КАМАЗ-6520 «Люкс» и КАМАЗ-65201 «Люкс» — это автомобили с современной комфортабельной кабиной и большей грузоподъёмностью. В апреле 2017 года здесь на автомобильном заводе началась серийная сборка автомобилей КАМАЗ-5490 NEO. В феврале уже этого года собран новый седельный тягач с индексом 65209. Это очередная модель нового семейства автомобилей. Этот новый автомобиль имеет колёсную формулу 6х2 и заднюю подъёмную ось, которая позволяет экономить топливо при езде без груза или без полуприцепа. И это всего несколько примеров. Параллельно с партнёрами разрабатываются машины для узкого сегмента задач, например, вездеход-автодом на шинах низкого давления «КАМАЗ-Арктика» и т.д.
30. Смотрите, какая красота и мощь этот «КАМАЗ-Арктика»!
Кстати, пару слов и про саму эмблему КАМАЗа. Это степной конь — аргамак. Издавна было известно об их красоте, уме и преданности хозяину. А ещё, ведь конь и символ скорости, мощи и целеустремленности. Из-за необычных качеств этих коней китайские императоры затевали войны, считая их одним из сокровищ шелкового пути. Предки нынешних аргамаков несли на себе всадников отрядов Дария и Александра Македонского. И тут звёзды сошлись. Сам завод был построен с нуля причём в камских степях, да и машины наши мощные, с помощью их любую задачу выполнить можно. Хотя, если честно, долгое время наш автогигант на Каме был без эмблемы. Да, в 1973 году предприятие официально зарегистрировало товарные знаки КАМАЗ и KAMAZ и на этом остановилось. До тех пор, пока не назначили рулить рекламой на заводе Ольгу Ворошину (сейчас Якубова, да мы ж практически однофамильцы :)) в 1985 году. Вот она и добилась, чтоб неплохо было бы такие достойные машины украсить скакуном. В Московском институте промышленной графики эмблему довели до ума и в 1987 году руководство эту идею одобрило. Так и появилась современная эмблема КАМАЗа. В 1999 году данный комбинированный логотип, написанный на кириллице и на латинице, был запатентован.
32. И вот уже новенькие КАМАЗ-5490 NEO (M1840) готовы к кастингу перед покупателями
33. А я тут даже с Сергеем Когогиным познакомился. Он тут самый главный. Мы вместе и вам рекомендуем открываться и Заводыча на свои производства приглашать в гости почаще! Пусть все знают, что российская промышленность лучшая в мире! Ещё раз большое спасибо всей пресс-службе ПАО «КАМАЗ» за организацию такой интересной и познавательной поездки!
Вся моя КАМАЗовская история:
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать — «Как это делается и почему именно так!», мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже более 300 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и мои репортажи оттуда:
Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в: