Минитрактор из мотоблок типа нева: материалы, инструменты, этапы самостоятельного изготовления
Как сделать минитрактор из мотоблока Нева
В сфере сельского хозяйства существует многочисленное количество задач, которые необходимо выполнить по распорядку и соответствию агрономических норм. А если учесть, что на дворе двадцать первый век, и жизнь ускорена до предела возможностей, то стоит вопрос: как оптимально по времени и без дополнительных материальных затрат успевать выполнять работы по обработке земельных участков.
Мы не будем рассматривать варианты промышленного масштаба, а вот что можно предложить частному как дачнику, так и фермеру предпринимателю, так это минитрактор, сделанный из мотоблока. Для этого просто необходимо приобрести мотоблок, а уже исходя из необходимых задач и возможностей сконструировать из него минитрактор. Одним из образцов для дальнейшего конструирования можно использовать минитрактор из мотоблока «Нева».
Преимущества самодельной конструкции
В первую очередь — это себестоимость конечного продукта (при условии использования недорогих комплектующих, и если делать самому)
- Такое транспортное средство работает на нескольких литрах топлива и может развивать скорость более 20 км/ч.
- Не занимает много места, что жизненно важно в малом фермерстве при возможностях дачников.
- Возможность собрать такой агрегат практически из подручных материалов.
Перед тем как собирать минитрактор из мотоблока на базе агрегата «Нева», будет очень полезным изучить подобного рода чертежи основных узлов, конструкторских концепций, произвести расчёт расходов и возможных устройств для присоединения, как основных, так и вспомогательных устройств. Также следует учесть, что суть работы трактора заключается и в его массе, которая является основным фактором сцепления с грунтом, то есть устройство должно быть весом более 200 кг.
Исходя из расчёта площади, на которой будет работать такое устройство, станет вопрос и в выборе двигателя и его мощности, а также целевом предназначении. При работе на поле площадью до 2 гектаров, без проведения тяжёлых работ, можно обойтись двигателем мощностью 5−6 л. с. На площади до 5 гектаров, подойдёт двигатель до 15 л. с. А площади больше, чем 5 гектаров уже будет под силу обработать двигателями до 40 л. с.
Перед тем как начать процесс сборки трактора своими руками из мотоблока, возникает ещё и необходимость в решении расположения двигателя в конструкции.
Оптимальным решением будет расположение двигателя за креслом водителя, что даст сбалансированное и оптимальное давление на почву, а, соответственно, и сцепление с грунтом, и этот фактор не позволит допустить переворота и падения транспортного средства.
Требование к самодельному мотоблоку
Мощность, учитывая возможную площадь обработки
- Какой вид топлива будете использовать, а, соответственно, и приоритеты в скорости или экономии.
- Стоит учитывать стоимость мотоблока, так как всемирно известные и раскрученные бренды будут стоить на порядок больше. А поэтому лучше отдать предпочтение отечественному производителю.
Из доступных по цене и оптимальных по качеству можно отметить такие мотоблоки: АГРО, Нева, МТЗ, Кентавр, Зубр.
Перечисленные модели обладают рядом преимуществ и выбирать их следует исходя из субъективных потребностей и задачам.
Материалы и инструменты
Для сборки минитрактора на базе мотоблока потребуются, помимо самой «Невы»:
- электросварочный аппарат;
- шлифовальная машина (для вальцовки и подгонки);
- дрель;
- набор необходимого простого инструментария;
- лебёдка, система домкратов;
Из материалов, необходимых для конструирования:
Панель приборов;
- Подходящие по размеру и прочности пара колёс;
- Система тормозов со ступицей;
- Штанга рулевой системы;
- Рулевые тяги;
- Коробка передач;
- Уголки, трубы или профиля;
- Система навесов;
Этапы сборки
Начинать сборку необходимо с основы, а это, конечно, рама. Необходимо строго по уровню заранее отмерянные и разрезанные куски метала. Для жёсткого крепления и исключения любого люфта их скрепляют при помощи сварочного аппарата. Можно использовать обычные болты, но реализовать крепление такого типа более сложно и требует больше расчётов.
Купив готовые ступицы, в комплект которых входят и тормоза, вы сэкономите себе много времени и сил на допустимые ошибки. А уже прикрепить их не составляет большого труда: к трубе достаточной прочности и обрезанной по размеру на концах крепятся ступицы.
Труба крепится к раме через высверленные отверстия, далее крепятся рулевые тяги, тормоза. А в конце устанавливается рулевая колонка.
Для задней оси на заготовленную трубу устанавливаются запрессованные подшипники во втулки. Ось, для получения крутящего момента, подсоединяется через шкив со двигателем. Колёса, в зависимости от мощности устройства, можно использовать и от небольшого автомобиля. Если мощность небольшая и обрабатываемая площадь будет небольшой, то можно использовать и отдельно продаваемые колёса с внутренней камерой небольшого диаметра.
Большое значение имеет и эргономика рабочего места самого водителя. Сидение и комплекс управления в нём, а также само нахождение на транспорте, должно быть максимально удобным. А, значит, есть необходимость в проектировании:
- сидения;
- амортизации сидящего;
- расположение рулевого колеса;
- простота и доступность управляющих рычагов.
Чтобы сделать работу на мотоблоке максимально комфортной и избежать дополнительных стрессовых гипотетических моментов, устройство можно и модифицировать по собственному индивидуальному усмотрению, а это:
Защитные щитки или полноценная кабина для защиты от внешней среды;
- возможность разбирать узлы в полевых условиях;
- универсальность креплений, для упрощения поиска запчастей и модификаций;
- расчёт рулевой тяги;
- низкий центр тяжести.
Конечно, сделанный самостоятельно минитрактор на базе мотоблока будет по надёжности и соотношении оптимальности конструкции уступать заводским экземплярам, но по стоимости владелец такого проекта может самостоятельно варьировать стоимость комплектующих, а также подстраивать под исключительно субъективные, а, возможно, и нестандартные нужды.
При должной сноровке, терпении и усердии практически каждый фермер, а также простой любитель сможет соорудить такую вещь, вложив, конечно, при этом необходимую сумму денег в материал и сам блок.
Минитрактор из мотоблока Нева. Обзор вариантов
Если у фермера есть мотоблок, то садово-огородные работы проходят намного легче. Однако у мотоблоков есть один недостаток и заключается он в том, что за ним приходится ходить. И когда нужно провести работы на больших площадях, то ноги подвергаются очень большим физическим нагрузкам. Чтобы облегчить этот процесс многие мастера занимаются переоборудованием своих мотоблоков в минитрактора.
Практически все мотоблоки Нева имеют достаточную мощность для переоборудования в минитрактор. Многие считают, что это трудоёмкий процесс, который требует практических умений и навыков, но это не совсем так. На просторах интернета есть большое количество различных чертежей и схем по изготовлению минитрактора из мотоблока Нева. Эти чертежи уже были собраны кем-то из людей, и их правдоподобность и правильность размеров подтверждена чьим-то опытом.
Вот примерно как выглядит собранный из мотоблока минитрактор и его эксплуатация:
Какой мотоблок подойдет для переоборудования?
Здесь следует чётко определиться с той мощностью, которая будет необходима. Ведь мало просто изготовить минитрактор. Двигатель должен быть способный приводить в движение не только навесное оборудование, но и вес самого мотоблока с рамой и человеком.
Наилучшим образом подойдёт модель Нева МБ-23С 9.0 PRO. Она имеет 4-тактный двигатель. А 9 лошадиных сил с головой хватит для образования тяговой силы, которой достаточно для приведения в действие плугов, культиваторов, окучивателей и т.д.
Если мощности не хватает, то самым простым решением является просто купить адаптер. Удобство конечно не того уровня, но можно передвигаться сидя. И это плюс.
Но минус заключается в том, что использование некоторого навесного оборудования с ним не совместимо.
А вот с минитрактором совместимо:
Необходимые расходные материалы, детали и запчасти
Чтобы понять, что необходимо для изготовления, давайте рассмотрим основные элементы готового минитрактора:
- Рама (производится из любого металлопроката)
- Устройство для совершения поворотов
- Любые тормоза
- Сиденье
- Металл для обшивки кузова
- Сцепка, которая служит для подключения другого оборудования.
Все эти составляющие можно купить в местах разборки автомобилей или на складах металлолома. Но к их выбору следует подойти ответственно. Зачастую они не совсем новые, следовательно их нужно тщательно осмотреть на целостность и дефекты. Ведь здесь нельзя допустить использование повреждённых комплектующих. В противном случае всё устройство будет работать не правильно.
Чертежи, схемы, деталировка, сборка
Прежде всего следует понять, для чего в основном будет применяться мотоблок. Для сельскохозяйственных работ с грунтом или для перевозки различных объектов. Чаще всего выбирают универсальную модель чтоб и на огороде работал и по хозяйству грузы таскал. Сзади минитрактора добавляется ещё фаркоп для сцепки с прицепом. Который при желании также можно собрать по готовым схемам, ведь материалы для изготовления минитрактора и прицепа схожи и можно сделать две модели сразу.
Для того, чтобы всё работало быстро и правильно следует составить кинематическую схему.
В этом чертеже отображаются места соединения колёсной оси и редукторного вала. Рекомендуется устанавливать задний привод. Это придаст минитрактору дополнительную устойчивость и проходимость.
Все детали следует выбирать тщательно. Они должны подходить одна к другой. При необходимости их можно подогнать при помощи токарного станка. От того, насколько хорошо будут подходить детали одна к другой, будет зависеть длительность эксплуатации всего минитрактора.
Когда составляется чертёж, необходимо учесть поворотное устройство. Оно может быть двух вариантов:
- Поворот при помощи перелома кузова — это прочная, надёжная и проверенная временем схема. Но при этом не особо манёвренная при проведении поворотов. И рулевая колонка устанавливается чётко над узлом их соединения.
- Рулевая тяга — это более маневрённая версия управления минитрактором. Она позволяет совершать повороты под большим углом. Но и деталей для этой версии необходимо так же больше. Лучше всего использовать заводские запчасти от других автомобилей. Плюсом этого варианта является ещё и тот факт, что ведущими могут быть как задние, так и передние колёса минитрактора.
После выбора поворотного устройства можно приступать к переоборудованию мотоблока в минитрактор.
Процесс создания каркаса
Для самостоятельного создания рамы необходимо небольшое количество материалов, если каких-либо комплектующих нет в наличии, то их можно заменить аналогами. Но при этом они должны иметь похожие размеры и свойства:
- Металл для рамы — понадобятся уголки, швеллера и квадратная труба. Для обшивки корпуса необходимо использовать сталь, у которой толщина более 1,5 мм.
- Поворотное устройства
- Пара колёс и оси для них
- Набор подшипников
- Инструменты (рулетка, сварка, дрель и болгарка)
Тщательно соблюдая начальную схему, собирается рама. По размерам, углам соединений и кинематической схеме.
После соединения всех элементов следует проверить правильность монтажа. Для этого необходимо установить раму на мотоблок. Если всё стало на свои места, начинаем следующий этап, если что-либо не устанавливается, то поправляется и устанавливается снова.
Рулевое управление
Далее ставятся готовые элементы: рулевая тяга (которую лучше всего устанавливать на заднюю ось), ступицы и ось. На ось крепятся колёса при помощи болтов.
И в конце устанавливается сиденье.
На этом процесс сборки завершён. И можно приступать к пробным заездам. Здесь необходимо обкатать минитрактор по ровной поверхности.
Зачастую необходимо дополнительно настроить управление или расположение колёс.
Если всё хорошо, то затем можно подсоединить навесное оборудование и приняться к полевым испытаниям. По желанию можно ещё провести косметические работы с краской или грунтовкой. Это защитит минитрактор от воздействия коррозии.
На видео представлено слайд шоу — как изготовить минитрактор из мотоблока:
Самостоятельный процесс переоборудования мотоблока в минитрактор — работа довольно кропотливая, смысла в которой многие не видят.
Тем более что для мотоблоков Нева «Красный Октябрь» предлагает уже готовую конструкцию – адаптер. И нет необходимости в проведении всех этих манипуляций.
Но не всё так просто. Адаптер хорош лишь при необходимости провести мелкие работы. У него не предусмотрены надёжные грунтозацепляющие механизмы. И при неровных поверхностях или вязкой почве он будет постоянно буксовать. С минитрактором таких проблем не возникает, поэтому мотоблок Нева с адаптеров минитрактор нам не заменят.
Что говорят на форумах?
На форумах идёт активное обсуждение всех за и против минитрактора из мотоблока. Как лучше построить, какие материалы лучше выбрать, где взять и т.д.
Вот некоторые комментарии из них.
Владимир пишет:
«Мотоблок у меня есть давно. Хотел купить адаптер к нему, чтобы не ходить постоянно. Но наткнулся на идею с минитрактором. Сначала показалось не реально сделать её самостоятельно. Однако, не много вникнув, я понял, что здесь нет ничего тяжёлого. И это сделать мне по силам самостоятельно. Выбрал чертёж, на местном пункте приёма металлолома купил все комплектующие. И за месяц неторопливой работы собрал. Теперь соседи завидуют. А те кто говорят, что можно купить адаптер и радоваться, признайте, что у Вас просто руки не способны сделать минитрактор из мотоблока самому»
Вячеслав говорит:
«Был у меня мотоблок. Работал я с ним около пары лет и не мог ему нарадоваться. Но я хочу постоянно совершенствоваться и изучать что-то новое. И так я задался вопросом, а почему я постоянно хожу за ним, есть ли какие-либо альтернативы? И нашёл. Выходом было решение собрать минитрактор. Конструкция проста как 5 копеек. Всё необходимое у меня было. Поэтому я буквально за пару дней собрал свою модель по готовой схеме, которую выбрал на форумах. Пользуюсь и радуюсь»
Минитрактор из мотоблока нева
Когда есть свой дачный участок, то рано или поздно вы задумаетесь о его механизации. То есть некоторая рутинная работа будет выполняться разной техникой, которой будет необходимо только управлять. И одним из универсальных помощников является мотоблок. Однако его покупка не решит многих дилемм по обработке земельного участка. Зато из мотоблока можно соорудить более продвинутую и эффективную машину – минитрактор.
Сегодня очень часто для его создания применяется мотоблок «Нева». Это качественный российский мотоблок, обладающий хорошими характеристиками и ценами.
Делаем минитрактор из мотоблока Нева
Создав минитрактор из мотоблока Нева своими усилиями, вы получите следующие удобства:
- Эта техника не нуждается в большом пространстве для своего размещения. Значит, не потребуется возводить для него гараж.
- Цена значительно уступает цене уже готового рабочего адаптера для мотоблока.
- Для работы требуется самое дешёвое топливо и в малых объёмах. Достаточно будет и 2 литров.
- Скоростной максимум – 30 км/ч.
- Для него нетрудно раздобыть запчасти. Они есть почти везде, и их цены довольно низкие.
- Если снабдить такое средство шинами с глубокими протектором, можно добиться высокой проходимости и превосходного сцепления с грунтом.
- Благодаря компактным размерам можно трудиться и на сложных участках, где обильно растут деревья. Также получается комфортная работа на придомовой зоне. При этом не страдают ни асфальт, ни тротуарная плитка.
Разумеется, самостоятельное создание такого шедевра возможно при наличии определённых навыков и знаний. Перед основными работами понадобится проанализировать много разных чертежей и схем, почитать техническую литературу и посмотреть полезные ролики.
Универсальной схемы и таких же наборов чертежей не существует. Так как аппараты различных производителей имеют конструкционные отличия, мощность и прочие параметры. Как сделать минитрактор из мотоблока Нева? Начинайте с выбора модели и чертежей.
Если вам не удаётся приобрести или найти мотоблок «Нева», вполне сгодятся и его аналоги, например «Зубр», «Салют» и «Арго». Также есть ещё ряд китайских аналогов. Но российская продукция пользуется большим спросом. Чертежи и схемы самодельного трактора из мотоблока Нева:
В работе вам также пригодятся:
- металлические уголки и трубы;
- нержавеющая сталь (1 лист);
- дрель;
- сварочная техника;
- навесная техника;
- стандартный набор инструментов для монтажа (отвёртки, ключи, гайки, болты и т.д.).
Минитрактор можно укомплектовать только самым необходимым арсеналом:
- двумя подходящими колесами;
- комфортным креслом;
- рулём;
- рычагами.
Подборка мотоблока
Подбирая мотоблок в линейке «Нева» для будущего миниатюрного трактора, нужно отталкиваться от следующих параметров: мощь, масса, разновидность двигателя, параметры плуга, ценовые аспекты.
Мощность. Она определяется площадью зоны, где будут проводиться работы. Чем она больше, тем мощнее должен быть мотоблок. Здесь самый оптимальный вариант – это Нева МБ-23. Сегодня это лидер по мощи среди всех представителей этой линии. Может трудиться и на очень твёрдых почвах. Создаёт усилие тяги в 180 кГС. Может разблокировать одно из колёс. Улучшает маневренность. В него могут внедряться двигатели различной мощности. Их сегодня весьма широкий спектр. Благодаря чему каждый мастер сможет подобрать подходящий вариант.
Обычно Нева МБ-23 представлена в таких вариациях: 10.0 и 8.0.
Данные первой: двигатель Briggs&Stratton, его мощь 10 л, число передач 4 (2), роль трансмиссии выполняет шестерёночный редуктор, наполняемый маслом, подходящий бензин АИ-92 и АИ-95, параметр обработки 86 – 127 см, обороты фрез от 20 до 160 (в минуту), проводит обработку на уровне 20 см.
Данные второй: двигатель тот же, только с параметром 8 л, все остальные показатели идентичны.
За «Неву МБ-23» сегодня необходимо выложить от 43 000 до 45 000 руб. Значение имеет приобретаемая модификация.
Если вам нужен агрегат поскромнее, можно приобрести Неву МБ-2. Это тоже очень производительная техника, но с менее мощным двигателем. У неё есть множество модификаций, например «6,5 Про» и «7,5 Про».
В них действует двигатель той же марки. В одной модификации её мощь 6,5 л, во второй – 7,5 л. Их схожие характеристики: в качестве трансмиссии цепной редуктор, подходящий бензин АИ 95 и 92, уровень обработки 20 см, её ширина – 86-127, обороты фрез от 20 до 160 (в минуту), масса – 98 кг, число передач 4(2).
Отличительные показатели:
– функциональный объём, у модели 6,5 он – 205 куб.см, у версии 7,5 достигает 215 куб.см,
– топливный бак, его объём у первой модели 3,8 л, у второй – 4,6.
Сегодня цена «Невы МБ-2» лежит в диапазоне 33000 – 45000 руб.
Масса. Здесь действует следующее правило: чем сложнее земляные работы, тем выше масса мотоблока, и обратный принцип.
Делая выбор между бензиновым и дизельным двигателем, основывайтесь на более важных для вас факторах. Если вам нужен тихий аппарат, быстро запускающийся в морозы, то отдавайте предпочтение бензиновому виду.
Если требуется более экономичный аппарат с более сильной тягой и стабильными оборотами, приобретайте дизельную версию. Также эта версия лучше работает с трудными грунтами и значительными площадями.
Параметр плуга. Он зависит от глубины предстоящей обработки. Лучше брать разборную модификацию, в которой можно регулировать ширину. Так сможете сделать настройку плуга для той или иной ситуации
Пошаговый инструктаж самостоятельного создания минитрактора.
Переделка мотоблока Нева начинается с кинематической схемы задуманной техники. Здесь можно обойтись своими знаниями (если они имеются), обратиться к специалистам или найти нужный чертёж в сети.
Вопросы комплектации минитрактора сводятся к изготовлению рамы и кузова, сидения и рулевой, устройству колёс и покрышек, монтажу рычагов.
Рама и кузов
Рама создаётся из металлических труб и уголков. Крепёж составляющих основывается на болтовых соединениях. Здесь в работе участвуют дрель и сварочная техника. Масса рамы и её прочности должны получиться в оптимальном соотношении.
По желанию или необходимости можно добавить в комплектацию и кузов. Так вы защитите различные узлы от загрязнений. К тому же вид такого трактора получится солидней, и водитель получит защиту от грязи.
Кузов обычно создаётся из нержавеющей стали.
Сиденье и рулевая
Можно применить сиденье их старой легковушки. Его главный критерий – удобство. После прикрепления кресла ставится руль, настраивается его наклон и высота. Часто используется принцип рулевой технологии из картингов. В этом случае тяги делаются меньшей длины и большей прочности. Руль также можно взять из какого-нибудь старого легкового автомобиля.
Колеса и покрышки
Они также берутся обычно из старых легковушек. Но здесь есть важный нюанс – передние колёса минитрактор должны обладать диаметров 12-14. Если этот параметр будет меньше, техника уйдёт «носом» в землю. Если он больше указанных значений – возникнут проблемы с управлением этой техникой. Покрышки берите под габариты поставленных колёс.
Монтаж рычагов
Рычаги должны сделать управление послушным и комфортным. Их ответственность: сцепление и тормоз. Оптимальный вариант их устройства – тросниковый привод. Он контактирует с блоком мотора.
После сборки техника окрашивается, ставится навесное оборудование. Затем идёт обкатка. Она позволяет протестировать все узлы и составляющие. На этой стадии можно вовремя устранить все потенциальные неполадки. Если никаких инцидентов во время обкатки не произошло, можно присоединять прицеп и провести повторную обкатку.
После указанных операций, если есть желание и финансовый потенциал, можно «прокачать» ваш минитрактор. Здесь возможен монтаж навеса, фар, гидравлики и т.д.
В итоге вы создадите качественную и комфортную технику, которая существенно упростит хозяйственные работы на вашем загородном участке.
А когда по какой-то причине вы пожелаете продать этот агрегат, то можете неплохо заработать и компенсировать затраты на него. Сегодня цены таких тракторов б/у определяются исключительно их хозяевами. Важно основываться на стоимости мотоблока и других ключевых составляющих, а также степени износа техники. Если ваш минитрактор в отличных кондициях и наворочен, можно выставить на продажу минимум за 80 000 -90 000 руб.
Минитрактор из мотоблока Нева своими руками видео:
Минитрактор из мотоблока «Нева»
Минитрактор из мотоблока Нева – очень распространенный среди дачников и мелких фермеров вид самодельной техники. Благодаря достаточно мощному двигателю, позволяет выполнять ряд работ, заменяя в условиях небольшого участка не только использующий основы ходовой части мотоблок, но также многозадачный мотокультиватор.
Особенности конструкции и достоинства
Изготовленный из одноимённого мотоблока самодельный минитрактор Нева имеет ряд следующих особенностей, являющихся одновременно его преимуществами:
Минитрактор из мотоблока «Нева»
- Дешевизна комплектующих и запасных частей – помимо используемого мотоблока, сборка такого минитрактора не потребует значительных финансовых вложений и покупки дорогостоящих запчастей и деталей. При сборке такой техники используются части подвески, рулевого управления старых советских машин или иномарок. Рама и каркас изготавливаются из любого прочного металлопроката.
- Простота изготовления – для того чтобы собрать такой небольшой трактор, необходимы минимальные навыки и теоритические знания по работе со сварочным аппаратом и другим электрическим инструментом (болгарка, шуруповерт, дрель и т.д.).
- Компактность размещения в небольшом гараже – по сравнению с другими минитракторами заводского производства, такая самоделка не потребует большого помещения для своего хранения в межсезонье.
- Удобство при работе на небольших участках – благодаря своим небольшим размерам и удобному рулевому управлению, такая техника может использоваться в условиях стесненного пространства дачных участков и средних теплиц, более эффективно и быстро выполняя обработку почвы и другие работы.
- Многофункциональность – такой минитрактор, благодаря наличию двух осей, устойчивому сцеплению с почвой, может применяться для различных видов полевых работ: от пахоты до окучивания и боронования. Также, по сравнению с простым мотоблоком, такая техника может использоваться не только со стандартными мотоблочными, но и более вместительными и грузоподъемными автомобильными прицепами.
- Небольшой расход топлива – расход бензина или дизтоплива, по сравнению с минитракторами заводского производства, у такого агрегата в 1,5-2 раза меньше;
- Высокая скорость движения – легкий минитрактор способен развивать скорость до 30-40 км/ч.
На заметку. Изготовление такого минитрактора сводится в большинстве случаев к креплению к мотоблоку так называемого переднего адаптера с сиденьем, рулевым управлением, осью с двумя колесами. При этом изготовление такого приспособления обойдется в несколько раз дешевле заводских моделей, оно превратит минитрактор не в цельный, а в переломкий (составной) агрегат со сложным рулевым управлением.
Ход работы
Подготовительный этап – составление чертежей и схем будущего минитрактора
Весь процесс изготовления такой самодельной техники состоит из следующих этапов:
- Подготовительный этап – составление чертежей и схем будущего минитрактора, расчет и поиск необходимых деталей и материалов, инструментов;
- Сборка и покраска каркаса;
- Монтаж передней подвески и тормозной системы;
- Установка рулевого управления;
- Крепление педалей газа и сцепления.
Завершающим этапом изготовления минитрактора являются его ходовые испытания с прицепными и навесными сельскохозяйственными агрегатами (плуг, окучник, борона, фреза), прицепом. При этом оцениваются качество и объем выполняемых минитрактором работ, расход горюче-смазочных материалов.
Подготовительный этап
Самым важным и ответственным этапом в самостоятельном изготовлении минитракторов из мотоблока Нева является подготовительный.
На данном этапе необходимо сделать подробные чертежи и схемы будущего минитрактора, на их основании рассчитать потребность в материалах и деталях.
Составление схем и чертежей
Чертеж и схема узлов будущего минитрактора составляются двумя способами:
- Вручную, при помощи линейки и карандаша.
- При помощи одной из таких специальных компьютерных программы, как «Компас», «AutoCAD», «Graphite».
При этом тщательно прочерчивается и обдумывается размер каждой детали и узла: рамы, передней балки, каркаса для водительского сиденья. На составленном графическом изображении, помимо размеров конструкции, указываются также места крепления металлических ее частей между собой с указанием способа соединения: болтовое или сварное.
Важно! При составлении схемы или чертежа необходимо соблюдать масштаб, что позволит объективно оценивать соотношение определённых частей агрегата и при необходимости их корректировать.
Подбор деталей и материалов
Среди материалов и деталей для изготовления такого агрегата необходимы:
- Мотоблок МБ-23 с 4-хтактным бензиновым двигателем Yamaha MX 250 (Япония) мощностью 11 л.с.;
- Швеллер шириной 80 мм;
- Прочный квадратный профиль 20×20 или аналогичный равнополочный уголок для рам (каркасов) водительского сиденья и пола;
- Лист оцинкованной стали с ребристой поверхностью толщиной 3-4 мм;
- Рулевой механизм от легкового автомобиля – рулевое колесо, рулевая рейка с тягами;
- 2 ступицы, 2 тормозных диска;
- 2 тормозных цилиндра с колодками;
- 3 педали: сцепления, газа, передних тормозов;
- Главный тормозной цилиндр;
- Резиновая подушка для соединения рамы и передней балки;
- 2 колеса для переднего моста;
- Водительское сиденье.
Также в процессе сборки самодельного минитрактора будут необходимы такие инструменты, как:
- Болгарка;
- Дрель;
- Шуруповерт;
- Сварочный аппарат.
- Автомобильный набор головок с трещотками и удлинителями.
Для крепления швеллера рамы адаптера к мотоблоку, каркаса сиденья к двигателю необходимы оцинкованные прочные болты на 12 мм с шайбами и граверами.
Важно! Перед началом сборочных работ ручка мотоблока («рога») отсоединяется от агрегата. С нее снимаются переключатель передач, регулятор оборотов (газ), ручка включения/отключения сцепления. Тросики из них (за исключением переключателя передач) вынимаются.
Сборка рамы
Сборка «скелета» минитрактора происходит следующим образом:
- Рама в большинстве случаев состоит из отрезка толстостенного швеллера шириной 80 мм. Крепится она жестко при помощи сварки или с помощью болтов к выступающей в передней части мотоблока трубе для навесного оборудования; прикручивается к нижней части каркаса мотоблока болтом, пропущенным в две проушины, приваренные к полкам швеллера.
- Из того же швеллера изготавливается передняя балка, располагающаяся к раме под прямым углом в виде буквы «т». Соединяются между собой балка и рама эластичным резиновым амортизатором или подвижной крестовиной от грузового автомобиля «КАМАЗ».
- На концы балки привариваются под прямым углом в направлении к земле г-образные рычаги;
- В верхней и нижней части рычага делают отверстия для крепления шаровых опор;
- В задней части рамы, примыкающей к двигателю, собирается из уголка или квадратного профиля каркас для сиденья, который при помощи болтов надежно крепиться на швеллере;
- Весь собранный каркас отсоединяется от мотоблока, тщательно очищается от грязи и ржавчины металлической щёткой, обезжиривается, покрывается слоем грунтовки, масляной краски по металлу;
- Между каркасом сиденья и передней балкой устанавливается сваренный из уголка и прикрепленный болтами к раме каркас пола, на котором фиксируется лист ребристой оцинкованной стали.
Монтаж передней подвески и тормозов
После того, как каркас собран, производят монтаж передней подвески. Для этого выполняют следующие операции:
- К передней балке при помощи прикрученных сверху и снизу рычагов на болты шаровых опор крепится 2 ступицы с поворотными кулаками (цапфами);
- На оси ступиц устанавливаются тормозные диски с суппортами и колодками;
- К передней части рамы прикручивается главный тормозной цилиндр с бачком для тормозной жидкости;
- Тормозные цилиндрики колес соединяются шлангами или медными трубками с главным тормозным цилиндром;
- Главный тормозной цилиндр соединяется штоком (тягой) с педалью, устанавливаемой с правой стороны около того места, где планируется разместить руль;
- На шпильки ступиц устанавливают два бескамерных автомобильных колеса (желательно с зимними покрышками).
Важно! Делать из мотоблока Нева минитрактор, имеющий полный привод, не так выгодно и просто. Изготовление такого агрегата потребует больше затрат сил, денег и времени. Полноприводность такого минитрактора не будет использована полностью – будет полезна только при работе на очень тяжелых и влажных почвах ранней весной или поздней осенью.
Делать из мотоблока Нева минитрактор, имеющий полный привод, не так выгодно и просто
Монтаж рулевого управления
- Посередине передней части рамы закрепляется рулевая колонка;
- Рулевая колонка соединяется рулевым валом с установленной под балкой рулевой рейкой;
- Тяги реечного механизма при помощи наконечников соединяются с рулевыми кулаками ступиц.
Важно! При эксплуатации минитрактора необходимо следить за целостностью резиновых чехлов на рулевых тягах, обеспечивая своевременною замену порвавшихся и потерявших герметичность.
Монтаж педалей газа, сцепления
После того, как смонтированы передняя подвеска, тормозная система и рулевое управление, производят крепление педалей газа и сцепления рулевой колонки. При этом педаль газа закрепляется вместе с тормозами справа от руля, сцепление – слева. После этого к педалям присоединяют соответствующие тросики от мотоблока.
Переключатель передач, снятый с ручки мотоблока, устанавливается на каркасе водительского сиденья с правой стороны.
Таким образом, описанная выше переделка мотоблока превращает его в полноценный домашний минитрактор, позволяя выполнять те же работы, что могут осилить заводские модели малогабаритных тракторов. При этом такой агрегат по себестоимости и часто по своим функциональным качествам будет превосходить многие покупные аналоги.