Особенности конструкции гидравлического съемника подшипников
Характеристики и использование гидравлических съёмников подшипников
Съемники предназначены для демонтажа деталей, запрессованных в конструктивных элементах. Но чаще всего их используют для демонтажа различных подшипников в условиях СТО. Так как в процессе снятия необходимо приложить большое усилие, в конструкцию устройства добавлена гидравлическая система.
Назначение и конструктивные особенности съемников
Снятие сложных конструктивных элементов должно выполняться согласно определенных условий. Важным из них является сохранение первоначальной формы и отсутствие повреждений. Именно поэтому для выполнения этого типа работ следует использовать съемник гидравлический.
Конструктивно подобные устройства состоят из гидравлической системы, которая воздействует на опорный шток. Для фиксации конструкции относительно снимаемой детали могут использоваться опорные платформы различного типа – площадки, зажимные когти и т.д. Сначала выполняется установка гидравлического съемника на конструкцию с подшипником (или другим элементом), затем происходит позиционирование штока. С помощью гидравлической системы происходит давление на снимаемую деталь в результате чего она демонтируется из гнезда.
С помощью этого устройства можно проводить работы по снятию таких конструктивных элементов:
- подшипники различной формы. Для автосервиса актуально использование гидравлического съемника при ремонте ступиц;
- втулки и шкворни;
- муфты, шестереночные передачи;
- демонтаж компонентов автомобиля – тормозных дисков и коленчатых валов.
Но помимо автосервиса гидравлические устройства подобного типа могут применяться в условиях ремонтных мастерских. Они имеют достаточно простую конструкцию и могут работать без подключения к внешним источникам энергии – электросети, систем подачи сжатого воздуха и т.д.
Для работы съемника необходимо обеспечить упор рабочего штока. Для этого следует зафиксировать конструкцию на детали с помощью специальных элементов. Важно, чтобы они могли выдержать максимальное значение нагрузки на корпус.
Виды гидравлических съемников
Конструкция и технические характеристики гидравлических съемников могут быть разнообразными. Для выбора оптимальной модели следует внимательно проанализировать условия ее эксплуатации. Например, для специализированного СТО важны мобильность, возможность установки устройства в труднодоступные места и надежность эксплуатации.
Прежде всего необходимо определиться с максимальным усилием, которое формируется в результате работы гидравлической системы. Для работы в условиях автосервиса достаточно будет модели со значением давления до 15 т. Если же требуется демонтаж больших подшипников – следует выбирать съемники мощнее.
В зависимости от конструктивных особенностей можно выделить следующие параметры выбора:
- типа насоса – встроенный или выносной. В первом случае повышается компактность модели. Но для работы со сложными конструкциями рекомендуется выбирать гидравлический съемник с выносной гидравлической системой;
- способ повышения давления в гидроцилиндре – ручной или с помощью внешних устройств. Это могут быть гидронасосы или компрессоры. Такие устройства позволяют быстро создать нужное давление в устройстве;
- тип фиксатора – площадка или лапы. Первая используется в том случае если есть возможность сделать монтажные отверстия для монтажа съемника. Лапы же применяются для установки на конструкцию без нарушения ее целостности.
Для повышения функциональности в некоторых моделях предусмотрена возможность установки фиксаторов различной конструкции. Но кроме этого фактора следует учитывать показатель мобильности устройства. Стационарные модели предназначены для демонтажа подшипников или аналогичных им компонентов после установки конструкции в станок. Мобильные же монтируются непосредственно на ступицу или другой компонент автомобиля.
Прилагаемое усилие необходимо контролировать с помощью встроенного динамометра. Это дает возможность избежать повреждения демонтируемого компонента.
Перечень технических характеристик
Выяснив оптимальную конструкцию гидравлического съемника, можно приступать к детальному анализу его технических характеристик. Однако следует помнить, что они напрямую зависят от специфики конкретной модели и ее компоновки.
Для работы с большими узлами и агрегатами рекомендуется использовать мобильные модели. Они устанавливаются непосредственно на демонтируемый узел и затем с помощью гидравлической системы происходит снятие подшипника. Поэтому определяющими параметрами являются небольшие размеры и масса гидравлического съемника. За исключением ручных моделей гидравлическая система зачастую располагается отдельно от устройства. Это дает возможность максимально уменьшить размеры конструкции и ее вес.
Помимо габаритов при выборе гидравлического съемника необходимо учитывать такие параметры:
- величина усилия гидравлической системы;
- максимальное удаление и длина рабочего штока;
- тип фиксации;
- возможность установки насадок различных диаметров для снятия подшипников любых размеров;
- удлинитель для штока. Необходим в том случае, если длины стандартного не будет хватать для выполнения работы.
Для моделей с опорной рамой важно знать возможность изменения положения рабочей части гидравлического съемника по высоте и в горизонтальной плоскости. Это необходимо для позиционирования штока относительно впрессованной детали.
Кроме специализированных моделей для демонтажа подшипников, втулок и т.д. существуют съемники для снятия колесных дисков, пружин. Они имеют несколько другую конструкцию и считаются узкоспециализированным оборудованием.
Правила эксплуатации
После приобретения нужной модели съемника можно приступать к его эксплуатации. Предварительно следует ознакомиться с прилагаемой инструкцией и правильно выполнить сборку устройства.
Сначала необходимо правильно позиционировать шток относительно снимаемого подшипника или другого конструктивного элемента. Для этого в конструкции съёмника есть специальные приспособления. Чаще всего используют фиксаторы из трех лап, которые выполняют функцию упора. После их закрепления выполняется настройка положения рабочего штока.
Затем следует выполнить такие действия.
- Проверить надежность фиксации гидравлического съемника.
- С помощью системы нагнетания рабочей жидкости создать давление в цилиндре.
- Во время движения штока проверять его положения относительно впрессованной детали.
- Контролировать давление на подшипник, систематически проверять его целостность.
- После демонтажа вернуть шток в исходное положение.
Для поддержания устройства в рабочем состоянии следует проверять уровень рабочей жидкости, периодически выполнять замену резиновых уплотнителей и втулок. Нельзя превышать нормированное рабочее давление в гидроцилиндре с помощью дополнительных механизмов.
Для примера можно посмотреть видеоматериал, в котором показана работа гидравлического съемника шаровых опор:
Особенности конструкции гидравлического съемника подшипников
С помощью съемников демонтируются детали, запрессованные в различных узлах. Чаще эти устройства используются на СТО для демонтажа подшипников. В процессе снятия прикладывается большое усилие, поэтому конструкция дополнена гидравлической системой. Сложные конструктивные элементы должны сниматься в определенных условиях, важнейшим из которых является сбережение первоначальной формы и предотвращение повреждений. Поэтому для выполнения подобных работ и используются гидравлический съемник подшипников.
Конструктивные особенности
Гидравлическая система устройства действует на опорный шток. Для фиксации съемника относительно снимаемой детали используются разные опорные платформы:
Первым делом на конструкцию с подшипником (иным элементом) устанавливается гидравлический съемник, а потом позиционируется шток. Гидравлическая система обеспечивает давление на снимаемую деталь, и та выдавливается из своего гнезда.
Наше устройство позволяет снимать такие конструктивные элементы:
- подшипники;
- шкворни;
- втулки;
- шестереночные передачи;
- муфты;
- тормозные диски;
- коленчатые валы.
Съемники применяются на станциях автосервиса и в ремонтных мастерских. По конструкции они достаточно простые и работать могут без электричества, сжатого воздуха, прочего.
Виды гидравлических съемников
Конструкции и технические характеристики приспособлений могут быть самыми разными. Чтобы выбрать оптимальную модель, внимательно проанализируйте условия эксплуатации. На специализированном СТО, к примеру, важна мобильность, возможность монтажа в труднодоступных местах и надежность.
Первым делом выясняется максимальное усилие, которое обеспечивает гидравлическая система. Для работы в автосервисе достаточно моделей с давлением до 15 т. Когда требуется демонтировать большие подшипники, выбираются более мощные съемники.
В зависимости от конструкции выделяются такие параметры выбора:
Тип насоса, который может быть встроенным или выносным. В первом случае компактность модели повышается. Для работы со сложными конструкциями рекомендуют остановить выбор на гидравлическом съемнике с выносной гидравлической системой.
- Тип фиксатора — лапы или площадка. Площадка используется, когда есть возможность проделать монтажные отверстия. Лапы применяются с целью установки на конструкцию без нарушения целостности.
- Способ повышения давления в гидравлическом цилиндре. Это может делаться вручную или при помощи внешних устройств — гидронасосов или компрессоров. Эти устройства позволяют быстро создавать в устройстве требуемое давление.
Повышение функциональности некоторых моделей достигается за счет возможности установки фиксаторов. Кроме этого учитывается мобильность устройства. Стационарные модели позволяют демонтировать подшипники или аналогичные единицы после монтажа конструкции в станок. Мобильные модели монтируются на ступицу или иной элемент автомобиля.
Прилагаемое усилие контролирует встроенный динамометр. Это помогает предотвратить повреждение демонтируемого элемента.
Технические характеристики
Определившись с конструкцией гидравлического съемника, приступайте к детальному анализу его технических характеристик. Помните, что они зависят от специфики и компоновки конкретной модели.
Чтобы работать с большими агрегатами и узлами, рекомендуется выбирать мобильные модели, которые устанавливаются на демонтируемый узел и с помощью «гидравлики» снимают подшипник. Определяющими параметрами здесь являются малые размеры и масса съемника. За исключением ручных моделей, система гидравлики нередко располагается от устройства отдельно, благодаря чему максимально уменьшаются размеры и вес конструкции.
Также при выборе съемника внимание следует обратить на такие параметры:
- Длина и максимальное удаление рабочего штока.
- Усилие гидравлической системы.
- Тип фиксации.
- Возможность установки насадок разных диаметров.
- Наличие удлинителя для штока, который необходим, когда длины стандартного штока для выполнения работы не хватает.
Если имеете дело с моделями с опорной рамой, важно знать, есть ли возможность изменения положения рабочей части съемника в горизонтальной плоскости и по высоте. Нужно это для позиционирования штока относительно впрессованной детали.
Эксплуатация
Перед использованием ознакомьтесь с инструкцией и правильно соберите устройство. Правильно позиционируйте шток относительно подшипника или иного элемента, подлежащего снятию. Для этого в съемнике имеются специальные приспособления. Чаще используются фиксаторы из трех лап, выполняющие роль упора. После закрепления лап настраивается положение рабочего штока.
Затем выполняют такие действия:
Проверяют надежность фиксации съемника.
- При помощи системы нагнетания рабочей жидкости создают давление в цилиндре.
- При движении штока проверяют его положение относительно впрессованной детали.
- Контролируют давление на подшипник, проверяя систематически его целостность.
- После демонтажа шток возвращают в исходное положение.
Для поддержания приспособления в рабочем состоянии проверяется уровень рабочей жидкости, периодически заменяются резиновые уплотнители и втулки.
Не превышайте нормированное рабочее давление в гидроцилиндре, используя дополнительные механизмы!
Съемник. Подшипник. Типы съемников, описание, назначение
Такой элемент, как подшипник, используется во многих узлах и механизмах. Также его можно встретить и на автомобиле. Например, это выжимной подшипник сцепления или элемент ступицы. В любом случае для его демонтажа необходим съемник. Подшипник посажен очень плотно. Извлечь его подручными средствами крайне тяжело. Поэтому сегодня мы рассмотрим, какие бывают съемники подшипников, размеры их и особенности конструкции.
Устройство
Основной элемент в конструкции данного элемента – это центральный болт. Именно за счет него работает съемник. Подшипник таким образом выдавливается из рабочего места или, наоборот, запрессовывается (в зависимости от того, в какую сторону крутить центральный болт). Некоторые устройства оборудуются гидроцилиндром (например, гидравлический съемник подшипников, как на фото ниже).
- Захваты, которые зацепляются с извлекаемым предметом при помощи специнструмента. Они работают независимо от действия болта.
- Прижимающие деталь за счет усилия болта или гидравлического цилиндра.
Материал, из которого делается съемник
Подшипник – деталь, которую довольно трудно снять. Поэтому производители съемников используют только высокопрочные легированные материалы. Ответственные узлы в данных элементах формируются ковкой. Что касается силовых болтов, они имеют более высокую прочность, нежели те, что используются в обычных резьбовых соединениях.
Существует несколько разновидностей данных инструментов. Все они отличаются по типу захвата. Он может быть:
- Скользящим.
- Поворотным.
- Коническим.
- С сепаратором.
- Универсальным.
Что касается размеров, съемник внутренних подшипников может иметь разный диаметр. В среднем – от 28 до 200 миллиметров. Высота лапки составляет от 35 до 60 миллиметров. Размер головки болта – от 9 до 22 миллиметров.
Скользящий съемник
Подшипник извлекать таким инструментом довольно легко. Такой съемник имеет два захвата, которые перемещаются свободно вдоль балки. В середине последних имеется резьбовое отверстие. В верхней части болты могут служить фиксаторами захватов.
С поворотными захватами
Они имеют разную конструкцию. Захваты стопорятся при помощи болтов. Для каких автомобилей используется такой съемник подшипников? ВАЗ, МАЗ, ГАЗ, «Мерседес» — это неполный список авто, на которых может применяться данный инструмент.
С коническим фиксатором захватов
Эти инструменты имеют 3 захвата и используются в тех ситуациях, когда требуется исключить несимметричность нагрузки при демонтаже подшипника. Часто такого типа продается гидравлический съемник подшипников.
С сепаратором
Эти инструменты отличаются высокой надежностью. В основе элемента лежит сепаратор. Он устанавливается под снимаемый подшипник. Обе половинки сепаратора сводятся болтами для более надежного захвата. После этого к инструменту подсоединят тянущую часть.
Универсальные
Съемники универсальные для подшипников используются чаще всего. Также ими извлекают шестерни, шкивы и прочие механизмы. В основе конструкции лежит силовой болт из легированной стали. Вращая его, мастер создает усилие демонтажа, что прилагается к опорной точке. Через центральное тело инструмента, это усилие передается на зажимы. Таким образом, деталь извлекается наружу или запрессовывается на место. Универсальные съемники используются как для внутренних, так и наружных подшипников.
Стоимость может варьироваться от типа, а также набора инструментов, который входит в комплект.
Параметры
Чтобы правильно выбрать съемник подшипников, необходимо знать, каким параметрам он должен отвечать. При покупке, следует обращать внимание на следующие моменты:
- Максимально допустимая нагрузка. Данный параметр определяется прочностью центрального тела съемника и силового болта. У механических инструментов данный параметр составляет от 1 до 4 тонн. Гидравлические съемники обладают усилием порядка 20 тонн (но и цена у них соответствующая). Однако, для демонтажа таких элементов, как подшипник ступицы, достаточно механических инструментов.
- Рабочий ход. Он зависит от вылета силового болта и длины захватов.
- Размеры лап съемника (в частности, ширина и высота упора).
- Минимальный и максимальный раствор захватов.
Примитивный съемник своими руками
Данный инструмент можно изготовить и самостоятельно. В качестве основного элемента используется стальная труба. Ее диаметр должен быть чуть больше, чем у обоймы. Итак, при помощи болгарки отрезаем кусок трубы нужной длины. Она зависит от величины винта. Далее при помощи сварки соединяем С-образную шайбу к вырезанной части трубы. С другой стороны приваривается гайка с внутренней резьбой. Она должна соответствовать параметрам вашего винта. Данный тип съемника является наиболее простым в изготовлении. Однако, он подойдет только для конкретного диаметра подшипников.
Делаем универсальный инструмент
Такой съемник будет подходить под разный диаметр элементов. Итак, нам требуется изготовить лапки из 10-миллиметрового листа стали. Лучше воспользоваться заранее подготовленными шаблонами. Их можно сделать на картоне или бумаге, затем разметить на металлическом листе и вырезать болгаркой.
Заключение
Итак, мы выяснили, каких видов бывают съемники для подшипников. Наиболее распространёнными типами являются универсальные решения механического типа. Их можно использовать для извлечения любых подшипников и шкивов. Съемник — весьма полезная вещь в хозяйстве. Особенно если у вас во владении автомобиль. С этим инструментом можно произвести даже такую сложную операцию, как замена ступичного подшипника. В сервисах стоимость данной услуги составляет от 3 тысяч рублей.
Особенности конструкции гидравлического съемника подшипников
Подшипники, шкивы, шестерни и ступицы устанавливаются на валы с натягом, и для их демонтажа необходимо приложить большое усилие, которое может достигать 30-50 тонн. Справиться с этой непростой задачей может специальный гидравлический съемник подшипников, о котором пойдет речь в этой статье.
Данная статья продолжает серию публикаций о специальном инструменте.
Особенности установки подшипников на валу
В идеальном случае внутреннее кольцо подшипника, шестерня, шкив или ступица должны составлять единое целое с валом, на котором они находятся. Однако это по очевидным причинам возможно далеко не всегда, поэтому предпринимаются меры для максимально надежной установки подшипников и других деталей на вал.
Для соединения подшипника и вала (или других деталей) в натяг используют различные методы, но чаще всего применяется установка с предварительным нагревом. Процесс прост: деталь, готовая к монтажу, нагревается (обычно в индукционной печи — этот процесс занимает секунды), затем быстро устанавливается на вал, и вся конструкция медленно охлаждается (иначе могут возникнуть деформации). При нагревании деталь расширяется и легко устанавливается на вал, при охлаждении — сжимается и плотно охватывает вал.
Надетую таким образом деталь очень сложно снять с вала, так как необходимо приложить усилие в несколько тонн, которое к тому же должно равномерно распределяться по окружности детали. Но с этой задачей относительно просто справляется специальный гидравлический съемник.
Устройство и принцип работы гидравлического съемника
В съемнике подшипников необходимо получить большое усилие, но при этом сам инструмент должен быть компактным и легким. Достичь этого можно только одним путем — использовать гидравлический цилиндр. Именно гидроцилиндр, подобный используемым в домкратах, является основой съемника подшипников, он же служит и корпусом инструмента. Усилие, создаваемое гидроцилиндром, передается подшипнику или другой детали с помощью системы захватов или специального съемника-сепаратора.
Принцип работы гидравлического съемника очень прост. Шток гидравлического цилиндра упирается в вал (точно по его оси), захваты (выполненные в форме крючьев с широкими лапами) или съемник-сепаратор (кольцо с изменяемым диаметром) охватывают подшипник с обратной стороны. При закачивании масла в гидроцилиндр его шток выдвигается, но так как он упирается в вал, корпус гидроцилиндра начинает двигаться вверх. Вместе с корпусом движутся и соединенные с ним захваты. В итоге подшипник или шкив страгивается со своего места и снимается с вала.
Особо необходимо сказать о захватах и съемнике сепараторе.
Захват — деталь особой формы, которая обеспечивает захват подшипника и передачу на него усилия от гидроцилиндра. Обычно в съемниках применяются два или три захвата, расположенных симметрично относительно друг друга. Недостаток захватов в том, что с их помощью усилие передается на две или три точки подшипника или иной детали и при значительных усилиях деталь (а также и сами захваты) может деформироваться.
Съемник-сепаратор — это более сложная конструкция, которая представляет собой кольцо, состоящая из двух или трех сегментов. Сегменты соединены между собой шпильками, а поэтому могут придвигаться или отодвигаться друг от друга, тем самым изменяя диаметр кольца — это позволяет использовать съемник для работы с подшипниками разного диаметра. Съемник устанавливается с обратной стороны подшипника и соединяется с гидроцилиндром с помощью тяг (или штоков). Преимущество съемника-сепаратора заключается в том, что он равномерно распределяет нагрузку по периметру детали и работает более деликатно.
Необходимо отметить, что все захваты и сепараторы можно разделить на две группы:
— Охватывающие внешнее кольцо подшипника;
— Охватывающие внутреннее кольцо подшипника.
Понятно, что во втором случае (когда усилие передается на внутреннее кольцо) съем происходит проще, а сам подшипник или другая деталь менее подвержена повреждениям. Однако конструктивно такие захваты сложнее, поэтому в недорогих съемниках не используются.
Большинство качественных съемников продается наборами, в которых есть как захваты (причем разных по длине), так и съемники-сепараторы, что значительно расширяет возможности инструмента. Именно в такой комплектации предлагает свои съемники известный производитель специнструмента JTC.
Приемы работы с гидравлическим съемником подшипников
Для съема подшипника, шкива, шестерни или другой детали необходимо проделать несколько простых операций:
- Собрать инструмент. Если используются захваты, то сначала на цилиндр монтируется двойная или тройная головка, а к головке — захваты соответствующей длины. Если используется съемник-сепаратор, то на гидроцилиндр монтируется балка, к ней — две тяги, к которым снизу устанавливается сам съемник. Если длины тяг не хватает, в комплекте обычно идут удлинительные тяги.
- Накинуть захваты или съемник-сепаратор на снимаемую деталь;
- Упереть шток гидроцилиндра в торец вала, в его центровочное отверстие;
- Начать закачивать масло в гидроцилиндр.
По мере выдвижения штока гидроцилиндра снимаемая деталь стронется и начнет двигаться по валу. Иногда хода штока недостаточно, чтобы провести съем детали за один раз — в этом случае инструмент необходимо снять, спустить масло в бак (шток опустится) и повторить операцию снова.
При работе со съемником необходимо строго соблюдать меры безопасности. Дело в том, что даже самый простой съемник развивает усилие в несколько тонн, а мощные образцы — до 50 тонн. При таких нагрузках соскальзывание захвата или поломка детали может иметь самые пагубные последствия. Поэтому нужно строго следить за правильностью установки захватов и обеспечить точную центровку штока гидроцилиндра на валу. Также рекомендуется повышать давление в цилиндре медленно и без рывков.
При правильной установке снятие подшипника, шкива, ступицы, шестерни и других деталей с валов производится в считанные минуты.